В.Д. Поленов
Каждый знает со школьной скамьи светлые и такие родные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». Художник и военный, композитор и путешественник, педагог и писатель, архитектор и общественный деятель – вот таким многогранным был Василий Дмитриевич Поленов.
Мы не предлагаем подробную биографию живописца, всё можно прочитать при желании в интернете. Однако самые яркие факты усилят ваш интерес и углубят знания в преддверии выставки в Третьяковской галерее, которая пройдет с 17 октября 2019 года по 16 февраля 2020 года. В состав экспозиции включены более 150 произведений из 14 российских музеев и частных собраний: пейзажи, портреты, историческая живопись, картины евангельской серии, эскизы театральных декораций и архитектурные проекты. Впервые московская публика сможет увидеть монументальное полотно «Христос и грешница», предоставленное Государственным Русским музеем.
Стать художником Василию Поленову было предначертано судьбой, ведь он рос в творческой среде. Его дед – известный архитектор Николай Львов, бабушка была воспитанницей великого Г.Р. Державина, мама обучалась живописи у самого Карла Брюллова. Пятеро детей в этой семье с раннего возраста посещали художественные галереи и приобщались к искусству. Умение гармонично сочетать цвета у юного Васи увидел его первый учитель рисования Павел Чистяков, воспитавший целую плеяду великих художников. Позже, когда пейзажи Поленова, отличающиеся особым колоритом теплого света, спокойствия и уюта, стали известны широкой публике, в московских художественных магазинах нередко просили краски, «как на картинах художника Поленова! Такие, знаете, яркие, солнечные, пусть даже они будут стоить дороже!».
Однако не будем забегать вперед. После окончания гимназии В. Поленов поступает на физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. Странный выбор, не правда ли? При этом посещает Императорскую Академию Художеств, занимается не только живописью и рисунком, но и слушает лекции по анатомии, архитектуре, истории изящных искусств. Одновременно Василий посещает оперные театры, увлекается музыкой В.Р. Вагнера, поет в студенческом хоре, играет на музыкальных инструментах и сочиняет музыку. Временно он прекращает обучение в университете, оканчивает курс в Академии художеств и вновь возвращается в университет, но уже на другой факультет.
И.Е. Репин писал: «…Кроме того, он [Поленов] был студентом по юридическому факультету в университете и не прекращал своих занятий и там. Писал диссертацию и сдавал экзамены. Этого периода картина его „Jus primae noctis“ („Право первой ночи“) есть плод его юридических изучений».
В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году (вместе с И.Е. Репиным, М.М. Зеленским, Е.К. Макаровым, Е.Ф. Урлаубом, по просьбе Великого князя Владимира Александровича, президента Императорской академии художеств) за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» – большую золотую медаль.
Далее следует череда поездок в Европу в качестве пенсионера Академии художеств: Париж, Нормандия, Вена, Мюнхен, Венеция, Флоренция, Неаполь. В Риме художник в возрасте 28 лет в гостях у Саввы Мамонтова встречает свою первую любовь – Марусю Оболенскую. Ей было 18 лет, и она обучалась оперному пению, однако Василий Поленов так и не решился признаться ей в своих чувствах. История любви трагична: Маруся заразилась корью и умерла из-за врачебной ошибки. Портрет девушки, написанный для её матери по воспоминаниям, был утерян, но осталась картина «Больная», в которой воплотились образы умирающей возлюбленной и родной сестры Поленова Веры.
В 1876 году художник возвращается в Россию и отправляется на сербско-черногоро-турецкую войну, участвует в боевых сражениях и награждён сербской серебряной медалью «За храбрость», сербским золотым орденом «Таковский крест» с надписью: «За веру, князя и Отечество», а также «Свидетельством о храбрости». Параллельно Поленов сотрудничает с иллюстрированным журналом «Пчела», для которого посылает зарисовки и этюды.
Василий Поленов проявил свой талант и в области театрально-декоративного искусства, и в области образования. В 1882-1885 гг. он преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, среди его учеников – И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян.
Современники нередко упрекали Поленова в чрезмерной европеизированной светскости, однако сердце художника всегда принадлежало России. В 1877 году он поселился в Москве, а спустя год показал на VI Передвижной выставке картину «Московский дворик», ставшую впоследствии символом уходящей старой столицы и самой известной работой художника. С появлением этого полотна Поленов становится родоначальником нового жанра – «интимного пейзажа».
«Как Европа ни хороша, а Россия в деревне мне милей в сто тысяч раз, а кроме того, прямо подло жить в Европе, когда в России надо работать, особенно если здоровье не гонит вон…».
В 1881-1882 гг. деятельный и неутомимый Василий Поленов отправляется с экспедицией на Ближний восток по библейским местам и привозит оттуда эскизы и наброски к монументальной картине «Христос и грешница».
После трагичной смерти сестры Веры художник находит отдохновение в гостеприимном доме Мамонтовых в Абрамцево, там же он обретает и самую главную любовь своей жизни – Наталью Якунчикову. Она уже несколько лет искренне любила Василия, но он не испытывал к ней того всепоглощающего чувства, как было с Марусей, а впоследствии с Марией Климентовой, но ему было хорошо и уютно с этой талантливой милой девушкой. Наталья стала преданной подругой и замечательной матерью (в семье было 6 детей), творчество Василия Поленова было смыслом её жизни.
С детства Поленов любил бескрайние русские просторы, могучие реки и удивительную природу. Получив гонорар за картину «Христос и грешница», в 1890 году он покупает имение в Тульской области на берегу реки и называет его Борок (современное название – Поленово). Василий Поленов не просто искал место для уединения и тихого труда, он хотел создать настоящее пристанище для художников, а впоследствии открыть первый провинциальный общедоступный музей. Был построен народный театр для крестьян и церковь. Сейчас в усадьбе находится Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, где сохранилась уникальная обстановка, интерьер, мебель, библиотека и предметы быта хозяина. Часто в Поленове проводятся выставки и различные творческие мероприятия как для начинающих художников, так и для опытных мастеров – дело Василия Дмитриевича живет.
С наступлением XX века в России начинаются непростые годы для интеллигенции. Поленову с Серовым приходится выйти из состава Академии художеств. Но художник не унывает, в Большом зале Московской консерватории широкой публике представлена его опера «Призрак Эллады», художник участвует в просветительской деятельности, проводит благотворительные выставки по сбору средств для раненных в Первой мировой войне, по его эскизам архитектор О.О. Шишковский строит дом на Зоологической улице (сейчас это Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова – «Театральный дом»).
Всё больше времени Василий Поленов проводит в Борке, пишет картину «Разлив на Оке», создает великолепную диораму для крестьян. Художник хотел открыть для простых людей неведомые страны, поддержать их и порадовать. Так возникла идея диорамы (в переводе с греческого – «прозрачная картина») – кругосветного путешествия в картинках и эскизах, привезенных из ранних зарубежных поездок. Световой театр представлял собой два стекла, между которыми находился лист бумаги. Рисунок был сделан с обеих сторон акварелью.
В. Д. Поленов закончил работу над диорамой в 1921 году. Первый показ был в Тарусе, в «Песочном» – на даче Веры Васильевны Вульф. Затем художник показал диораму в Страхове, в школе, которую построил для крестьянских детей в 1911 году. Поленов считал, что именно там его ждут самые главные зрители: крестьянские ребята. Василий Дмитриевич утверждал, что после первой диорамы, он получил свою самую большую награду за всю жизнь: радость первых зрителей.
Диорама работает и сейчас: несмотря на то, что керосиновую лампу и свечи заменили электрическими лампами, а текст, составленный самим художником, немного сократили, этот театр не теряет своего очарования.
Из воспоминаний дочери художника, Екатерины Васильевны Поленовой-Сахаровой:
«Шел голодный 1920 год, палящий зной лета уничтожил все посевы. Было холодно. Отец не вылезал из своего толстого мехового пиджака, кутался в шапку и рукавицы. Чтобы подкрепить падающие силы, пек яблоки в своей печке и с утра до вечера стоя работал над картинами. В сумерки он приходил к нам усталый, но довольный и полный творческого подъема. Его увлекала идея дать людям возможность, как по волшебству, обозреть много стран, увидеть явления природы в непередаваемых живописью эффектах транспаранта. «Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего, кроме трактира. С тоски можно умереть. И вдруг кругосветное путешествие!».
Василий Дмитриевич очень любил теплые летние дни на природе, уединение и труд. В один из центральных, как он сам называл, дней лета в возрасте 83 лет художник ушел из жизни и был похоронен на сельском кладбище в Бёхово на берегу Оки, близ своей усадьбы.
«Я искренно желал сделать искусство доступным и интересным народу. Это было всегда одной из главных задач моей работы».
В.Д. Поленов
Где: Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10
Когда: 17 октября 2019 г. – 16 февраля 2020 г.
Сайт: www.tretyakovgallery.ru