Мебель французского модерниста Пьера Жаннере не только вошла в историю, но и стала модным лотом аукционных и галерейных торгов.
Пьер Жаннере, двоюродный брат Ле Корбюзье, известен значительно меньше, хотя первые двадцать лет они проектировали вместе. Корбюзье открыл своё бюро в 1921 году, Жаннере стал его первым сотрудником и правой рукой. Дебютные проекты и чертежи бюро несут подписи обоих.
В военные годы братья разошлись по политическим убеждениям. Однако в 1950 году Корбюзье убедил Пьера снова присоединиться к его команде. Нужны были силы, ведь предстояло спроектировать с нуля целый город. Джавахарлал Неру заказал французским авангардистам генплан Чандигарха, новой столицы провинции Пенджаб. Корбюзье и команда не только спроектировали город, но и построили основные административные здания, а также жилой сектор. Собственно, большая часть работ легла на плечи Жаннере.
Корбюзье плохо переносил жаркий климат и, наметив генплан, вернулся во Францию, оставив команду проектировщиков воплощать его идеи в жизнь. Фактически Чандигарх – наполовину проект Жаннере. В 1955 году он официально получил должность главного архитектора города и больше десяти лет осуществлял «авторский надзор», вернувшись на родину за год до смерти (город достраивался ещё все 60-е годы ХХ века).
Жаннере непосредственно спроектировал несколько муниципальных зданий Чандигарха: Университет, духовный центр Ганди, а также отвечал за массовую застройку.
Корбюзье/Жаннере создали город-утопию. Кстати, беспрецедентный случай реализованного проекта! В основу плана была положена анатомия человека. «Головой» должна была стать администрация, а «сердцем» – развлекательная инфраструктура. Их связывала «кровеносная система» дорог.
Город «нарезали» на прямоугольники с зелёными зонами, его «лёгкими». Парки питала водная система: вырыли искусственное озеро, увязав его с рекой, протекавшей через скверы. Кстати, именно над этим озером развеяли прах Жаннере согласно его завещанию. Архитектор считал Чандигарх главным делом своей жизни.
Команда Корбюзье занималась не только большой архитектурой, но и разработкой обстановкипостроенных зданий. Предметы интерьера придумывал главным образом Жаннере. У него уже был опыт проектирования мебели: в 1947 году он создал кресло Scissors («Ножницы»), коммерческий потенциал которого разглядела американская мебельная марка Knoll, вскоре запустившая его в массовое производство.
Жаннере проектировал мебель и вместе с Корбюзье. Собственно, это было трио, которое замыкала Шарлотта Перриан. Корбюзье заинтересовала её работа с металлоконструкциями: Перриан делала ставку на сталь и алюминий. Считается, что именно ей принадлежит идея не прятать каркасы кресел, как это было раньше, а сделать полноценной частью образа, выставив напоказ, как в моделях LC4, LC1, LC2.
В названиях зашифрованы инициалы Ле Корбюзье, но Жаннере и Перриан выступают его полноценными соавторами. Для Чандигарха Жаннере спроектировал десятки моделей мебели. Шутка ли – нужно было с нуля обставить все госучреждения и разработать типовую обстановку для домашнего обихода.
Архитектор использовал местные материалы: главным образом тик и плетёнку из камыша, реже – палисандр и бамбук. Прототипы делал сам, массовый тираж отдавал уже местным мастерам. Все модели шли за цифровой аббревиатурой. Уже в наши дни галеристы придумали им названия: кресла Easy или Office, например.
Помимо стульев и кресел это были столы и стеллажи, а также более мелкие предметы вроде вешалок и журнальных столиков. Характерной особенностью мебели Жаннере были перекрещенные ножки. Специалисты различают типы V, ножки в виде компаса и другие варианты перекрестья.
Кресла снабжались плетёными спинками для лучшей вентиляции. Архитектор выбрал основным материалом тик, так как ему были не страшны жара и влажность, при этом он сохранял теплоту и тактильность дерева.
В 90-х гг. ХХ века власти Чандигарха начали массово менять обстановку госучреждений, старое пытаясь распродавать или просто выбрасывать. Говорят, что тогда мебель Жаннере можно было купить за 10 долларов. Однако на наследие французского модерниста обратили внимание парижские галеристы, в частности, Эрик Тушаломиз Galerie 54 и Патрик Сегуин, владелец галереи Seguin. Они начали массово скупать вещи Жаннере. Вывозить во Францию и всячески промоутировать.
Творчество мастера изучили и каталогизировали, а мебель подновили и стали продвигать через аукционы. Ей быстро составили славу. А звёздныйчас неожиданно для многих настиг наследие Жаннере, когда его почти инопланетную, дикую и вместе с тем элегантную красоту оценили голландские дизайнеры. С того момента, когдавинтаж Жаннере стали ставить в свои проекты Аксель Вервордт и Винсент ван Дуйсен, он перешёл в ранг коллекционного.
В наши дни цена на вещи Жаннере стартует с 10000 $ и может достигать баснословных сумм. Так, в 2009 году за его стол, спроектированный для библиотек Чандигарха, на аукционе Phillips de Puryпросили 100000 фунтов стерлингов.
В немалой степени повышению интереса к этим вещам способствовали поп-звёзды: кресла Жаннере мелькали в интерьерах Кардашьян и Кени Уэста. Конечно, подлило масла в огонь и то, что власти Чандигарха спохватились и приравняли произведения архитектора к национальному наследию, запретив, соответственно, ими торговать и вывозить (это произошло в 2008 году), что автоматически подняло цену на те вещи, что уже попали на рынок.
Сейчас их можно найти у проверенных дилеров. В частности, на недавней ярмарке искусств с безупречной репутацией, маастрихтской Tefaf, мебель Жаннере с гордостью представляла парижская галерея Downtown. Из московских галерей, специализирующихся на коллекционном дизайне, можно обратиться, например, в«Палисандр» Алины Пинской.