Жизнь Миллера так же безукоризненна, как белоснежная обстановка его гримуборной: он не терпит фальшивых нот не только в музыке. Прославленный дирижёр, он вот-вот должен отбыть в столицу Германии, где только что рухнула Стена, и занять место Герберта фон Караяна на посту худрука Берлинской филармонии. Но в этот странный вечер всё идёт наперекосяк – оркестр играет из рук вон плохо, жена и дочки отказываются ехать с ним в Берлин… Да еще поклонник-прилипала (“Динкель с одним “эль”!”) заявился и никак не отстанет: то автограф ему, то фото, причём непременно со скрипкой. Впрочем, нет ничего настолько плохого, чтобы оно не могло стать ещё хуже. Курьёзный прилипала окажется с сюрпризом – внезапно достанет пистолет, и вечер перестанет быть странным и окажется страшным!
“Фальшивая нота” в Театре им. Ленсовета – история о сохранении человеческого лица в нечеловеческих обстоятельствах, о цене жизни, о пространстве выбора. О прошлом, которое никогда на самом деле не заканчивается, – одних не отпускает, а других настигает. О ещё одной огромной трагедии, затерявшейся среди миллионов прочих. Сюжет не имеет реальной основы, но в него несложно поверить. Пьесе Дидье Карона ещё не исполнилось двух лет – она была представлена в 2017 году на Авиньонском фестивале. А спектакли по ней уже поставили не только в родном для автора Париже, но и в Киеве, и в Москве; Карон ведёт переговоры по поводу экранизации. Но пока что это новая и незатёртая вещь, что играет на руку сегодняшнему зрителю. Без знания подробностей спектакль интереснее смотреть, потому это настоящий остросюжетный детектив, переходящий в экзистенциальную драму. Истинные намерения Динкеля (Стругачёв) станут ясны только к середине, и визави поменяются местами – комичный визитёр превратится в по-настоящему трагического героя, а дирижёр (Ваха) переживёт болезненное падение с высоты собственной спеси и фактическое крушение жизни.
То, что Динкель не так прост, ясно с самого начала, – его умильные “пыжалста” и “прстите” выглядят наигранно, но Стругачёву здорово удаётся момент исчезновения маски фигляра и проявления лица человека, пережившего такой ужас, что теперь показаться смешным – это последнее, чего он боится. Величественный Ваха вызывает симпатию даже тогда, когда выясняется правда, и это помогает прочувствовать диалектику его персонажа. Но из положенного ему диапазона чувств выпадает раскаяние – его финальный шаг кажется выбором человека, загнанного в угол.
Владимир Петров в инсценировке сделал ставку на фигуры актеров, отказавшись от изысков в сценографии и трюков в постановке: дуэли двух характеров ничто не должно мешать. И сыграна она в основном здорово, но в отдельных моментах кажется затянутой и провисает. Возможно, это проблема премьерного спектакля, тем более что в тот день Вахе нездоровилось. Но развёртыванию событий сильно не хватило стремительности, а противостоянию – напряжения.
Музыкальное оформление тоже минималистично – кое-где Петров вплёл в чёрно-белое действие серебряные нити скрипичных мелодий. И это часто красиво, но иногда кажется костылём: не очень понятно, от чего на самом деле наворачиваются слёзы в сцене монолога Динкеля о Боге – от горьких слов персонажа и проникновенной игры Стругачёва или от пронзительной захлёбывающейся скрипки в концерте соль минор Вивальди.
При этом история достаточно мощная и неоднозначная, а на артистов такого уровня всегда приятно смотреть, поэтому поклонникам конвенционального театра и зрителям старшего возраста “Фальшивая нота” наверняка понравится.