В настоящее время в музее «Гараж» проходят сразу 3 выставки – Павла Пепперштейна «Человек как рамка для ландшафта», проект «Бюро переводов» и ретроспектива Рашида Араина.
В своем приветственном слове перед журналистами директор музея Антон Белов рассказал о последних новостях и нововведениях в нем. Например, работники сократили использование бумаги в офисе на 30%. Также в музее были установлены солнечные батареи, в ближайшее время он полностью откажется от печатных пригласительных, которые, по сути, были арт-объектом, а летом музей откажется и от бумажных билетов. Посетитель будет получать только чек об оплате билета. В скором времени изменения коснутся и музейного кафе: так, например, пластиковые трубочки будут заменены на трубочки из теста (безглютеновые), стаканчики с напитками навынос будут из бумаги, а крышки для них – из кукурузного теста. А летом на площади перед музеем появится совершенно новый кинотеатр.
Выставка Павла Пепперштейна «Человек как рамка для ландшафта»
28 февраля – 2 июня 2019
Павла называют настоящим мифотворцем современного российского искусства. Для своей выставки в музее «Гараж» им было создано около 20 новых работ. В экспозиции будут впервые показаны ранние творения Павла, созданные им еще в подростковом возрасте. Выставка представляет собой череду белых капсул-комнат, в каждой из которых представлена своя система-ландшафт. Например, в комнате «библиотека» есть шкаф с книгами, которые невозможно открыть, зрителю предлагается ознакомиться только с корешками изданий. Названия книгам придумал сам Павел. Книги выставлены в специальном порядке, и если пытаться прочесть все слова на корешках подряд, то они складываются в короткий стих.
Павел Пепперштейн родился 29 мая в 1966 года в Москве. Отец – художник, один из основоположников московского концептуализма Виктор Пивоваров. Мать – поэтесса, детская писательница и книжный иллюстратор Ирина Пивоварова.
В 1985–87 годах учился в Академии изящных искусств в Праге. В 1987 году совместно с Ю. Лейдерманом и С. Ануфриевым основал художественную группу «Инспекция „Медицинская герменевтика“», возникновение которой стало новой фазой развития традиции московского концептуализма.
Куратор: Екатерина Иноземцева
Проект «Бюро переводов»
8 марта – 15 мая 2019
«Проект посвящен исследованию, что такое поле образования и педагогика в музее. Но изначально мы рассматривали для себя разные модели отношений между искусством и художником, его представляющим и музеем как институцией. Существуют разные модели, где у каждого своя роль. Роль классического музея – это искусство, где художник «поставил» свое творение и как бы скрылся за ним. А есть музейная институция как проводник, который интерпретирует, говорит, что, где и как, это односторонняя передача информации, некий официальный дискурс, где посетитель – человек, лишенный в этот момент своей личности и багажа, должен это воспринять и уйти. Но есть и другая модель, где художник словно выходит вперед и готов к контакту. В такой модели различают интерактивность и парципаторность.
Интерактивность – это когда вам дают что-то сделать, но это никак не влияет на процесс на самом деле. Художник может использовать вашу творческую энергию, но сценарий заранее прописан. Он изначально движется к понятному результату. Институция становится площадкой, где такие встречи между художником и зрителем случаются, мы являемся проводником в данном случае. Парципаторность – это когда ваш вклад как человека, пришедшего с улицы, влияет на результат и развитие событий. Как, например, в исследованиях швейцарского дуэта microsillons с надписями на кружках – вопросы и ответы, это вопрос соучастия – когда посетитель культурной институции допускается к высказыванию своего мнения, но его мнение и действие может повлиять на конечный результат.
Парципаторность предполагает, что тот, кто ее предлагает, готов на изменение хода событий. И это очень важно. В воркшопе Каролине Ларсен «Коллективные нити» важно отметить то, что она не предлагает посетителю использовать собственную энергию для создания работы. Она предлагает свою работу в качестве инструмента, чтобы посетитель прорабатывал собственную энергию. Каролине совершенно не важно, во что это превратится, не имеет значения техника разбрасывания ленточек, техника подвязывания. Это не особо контролируемый процесс», – рассказала нам куратор проекта Ольга Диева.
«Бюро переводов» – это форум с художественными интервенциями, который функционирует в разных режимах: как непрерывный перформанс, как программа мастер-классов, как серия встреч с задействованными в проекте художниками и медиаторами.
К участию в этом проекте приглашены различные российские и зарубежные художники, которых объединяет интерес к формам педагогической практики: Линда Вигдорчик (Рига, Латвия), Арсений Жиляев (Москва), Ольга Житлина (Санкт-Петербург), Марианна Гуарино-Юэ и Оливье Девуань, коллектив microsillons (Женева, Швейцария), арт-группа Laagencia (Богота, Колумбия), Каролине Х. Ларсен (Копенгаген, Дания), Лера Лернер (Санкт-Петербург), Екатерина Муромцева (Москва), Кирилл Савченков (Москва), Анна Терешкина (Санкт-Петербург).
РАШИД АРАИН. Ретроспектива
8 марта – 26 мая 2019
Первая в России ретроспектива Рашида Араина (род. 1935, Карачи, Пакистан) познакомит зрителей с шестьюдесятью годами интенсивной и разнообразной работы художника. Исключительное положение непререкаемого авторитета в искусстве Рашид Араин заслужил многолетней борьбой за справедливость – как художественными средствами, через универсальные геометрические фигуры, так и политическими, с помощью публицистики, перформансов и выставочных проектов, обличающих расизм.
Кураторы: Ник Айкенс, куратор Музея Ван Аббе в Эйндховене в сотрудничестве с Кейт Фаул, Ярославом Воловодом и Валентином Дьяконовым, кураторами Музея «Гараж»
Фото: Евгения Южная
Расписание мероприятий на сайте музея >>>