Хотите увидеть историю о величайшем шутнике? Тогда вам в театр на Таганке. Там у режиссера Яны Туминой из фрагментов писем и дневников сказочника, вдохнувшего жизнь в деревянную куклу, родился спектакль «Эффект Гофмана». И те полтора часа, что он идет, никак не получается понять – это сон или реальность?
Гофман – чиновник в лакейском платье, писатель, композитор и юрист – отказывается признать, что единственная доступная ему реальность представляет собой государственную службу. Гофман погружается в сон, в котором он руководит театром масок. Grazie a tutti – и из этого сна приходится возвращаться в мир, где чахотка подрывает его жизненные силы. Красный цвет его крови становится цветом спектакля, цветом платьев его тайных и явных возлюбленных и цветом вина, в котором Гофман топит свои несбывшиеся мечты.
Сам сюжет спектакля, насколько вообще приемлемо говорить о сюжете в пространстве снов и фантазий, можно описать как историю о двуединстве. Первая ссылка в любой поисковой системе услужливо подскажет интересующимся, что немецкого писателя звали Эрнст Теодор Вильгельм, а позднее он сменит свое второе имя на Амадея. На сцене Эрнст Теодор (Александр Резалин) будет сидеть за длинным столом напротив Амадея (Артем Болотовский) и вести с ним незримый диалог. А еще у Гофмана, как и у лучезарного Моцарта, в честь которого он поменял имя и выпустил из своей души другую сущность, тоже будет свой Черный Человек (Александр Трофимов). Немногословный высоченный Незнакомец будет периодически появляться на сцене, предсказывая зрителю печальный конец.
Но, несмотря на заранее предчувствуемую трагичность, которой с первых минут дышит спектакль, в истории Гофмана много счастливых моментов. У него есть верный друг-доктор (Константин Любимов), он любим прекрасной Мишей (Юлия Куварзина), которая тоже путешествует из реальности в сны сказочника, где даже становится доброй феей. В фантазиях господина Гофмана появляется еще одна романтическая героиня – Юлия Марк (Анастасия Захарова), юная ученица Гофмана в реальности. Писатель страдает от неразделенности чувств, Юлия каменеет и обращается в статую. Но все это сны, зрителю можно быть уверенным, что любовь фрау Гофман к мужу взаимна – сколько трогательной нежности в сцене совместного написания завещания! И здесь тоже считывается дуальность спектакля – вроде бы юридически закрепленное распоряжение о правах и обязанностях, а на самом деле это про верную и крепкую супружескую любовь.
Гиперреалистичность снов господина Гофмана стала возможной благодаря тому, что спектакль говорит на всех языках театра. Здесь и видеопроекции, транслирующие малейшие изменения мимики, сложносочиненные костюмы, кукольное представление, синхронные танцы, акробатические трюки комедиантов del arte, механистическое сердце, разрывающееся на куски, полчища игрушечных крыс, ведомые крошкой Цахесом в черной маске, пляшущие огненные саламандры и сценический дым. Все это восхитительное безумие дополняют мелодии Моцарта и Бетховена в авторском переложении композитора Анатолия Гонье. И остается лишь улыбаться, потому что только так мог завещать шутник, сказочник и сновидец – Эрнст Теодор Вильгельм-Амадей Гофман.