Лето спряталось на чердаках старых дач. Или на сцене «Под крышей» театра им. Моссовета – специальной площадке для проб и экспериментов. Эти эксперименты не столько про современные техники, способы и средства – скорее, про новое дыхание и настроение для классических историй. Именно таким – свежим, но деликатным и бережно относящимся к произведению Ивана Сергеевича Тургенева является спектакль молодого режиссера Ивана Орлова «Месяц в деревне».
Занавес из плотной и прозрачной пленки не отделяет зрителя от сцены. Как в теплице, эта пленка служит для того, чтобы в любую погоду на улице внутри было лето. Итак, внутри лето. Дача. Никаких черных коробок, все выкрашено в сочный зеленый цвет, а потолок оплетают листья дикого винограда. За столом люди неспешно играют в карты.
Зрителю 21 века, да еще со всеми нашими технологиями для развлечений (и обязательным рабочим днем), поначалу сложно проникнуться скукой дворянского быта. Хозяйка дома Наталья Петровна (Наталья Ноздрина) уже устала слушать чтение на французском, пересаживать цветы, и даже выпитый украдкой бокал вина не придает ей энергии. «Друг дома» Михаил Ракитин (Владислав Боковин) заводит разговор о любви, но чувствуется, что между ними все уже давно переговорено, и никакая это даже не измена, не страсть, а что-то подобное чтению тех же французских романов – попытка занять длинные летние часы.
А кому совсем не скучно этим летом – так это герою Семена Шомина, приглашенному актеру театра «Современник», играющему бедного учителя Алексея Беляева. Вот ему-то в деревне полное раздолье – он и на корове катается, и белку ловит, и ёлку раскачивает, а попутно в него влюбляются еще и три женщины! Уже упомянутая Наталья Петровна, ее юная воспитанница Верочка (Надежда Лумпова) и лесная нимфа-служанка Катя (Кристина Исайкина). И вот эта любовь, вдохновленная то ли буйной энергией молодости, то ли скукой, и двигает сюжет, сопровождаемый живым исполнением песен Бориса Гребенщикова.
Персонажи пьесы говорят исключительно словами Тургенева, но вот сами характеры представляются весьма современными и актуальными. Не последнюю роль здесь играют одеяния актеров от костюмера спектакля Н.Бурлаковой. Роскошное кимоно Анны Семеновны Ислаевой (Лариса Кузнецова) транслирует зрителю, что возраст – не помеха желанию героини оказаться в эпицентре домашних интриг, а розовые шорты Аркадия Сергеевича (Сергей Зотов) создают образ увлеченного, жизнерадостного и наивного человека.
Этот спектакль – в первую очередь комедия, все герои немного утрированны, есть даже герои-перевертыши. Особое удовольствие наблюдать за перевоплощениями Юрия Черкасова, играющего одновременно 10-летнего Колю и 48-летнего соседа Афанасия Ивановича Большинцова. Хотя ничего удивительного: в ухаживании Афанасий Иванович очень трогательный и робкий, мальчишка еще и побойчее будет!
Режиссер спектакля Иван Орлов отмечал, что слово «любовь» в пьесе было использовано около тридцати раз. Говорят, если много раз повторить слово «халва», то станет не сладко, а кисло. А что со словом «любовь»? Можно ли впервые влюбиться в 30 лет, будучи замужем за несерьезным, но очевидно умным мужем? Или настоящая любовь возможна только в 17 лет, когда объект твоей любви запускает с тобой яркого воздушного змея? Спектакль не отвечает на эти вопросы, зато радует яркими красками, смешными наблюдениями и отличной музыкой!