Итальянский дизайнер Тобиа Скарпа (Tobia Scarpa) месяц назад отпраздновал своё 84-летие. Солидный возраст и непростая судьба не мешают ему продвигать активную жизненную позицию как своей подкупающей улыбкой, так и оригинальным дизайном. Он был новаторским в 1960-х и до сих пор не теряет актуальности.
Тобиа родился в 1935 году в Венеции. Его отец, дизайнер-модернист Карло Скарпа, уже тогда считался звездой. Тобиа говорит, что не выбирал профессию. Он всегда знал, что будет архитектором и дизайнером. В 1957 году получил диплом в венецианском Архитектурном университете IUAV. Стажировался в компании Venini, славу которой составили работы его отца, также начинавшего у Venini, а двумя годами позже открыл собственное дизайн-бюро.
Во многом его жизненный путь определила судьбоносная встреча с Афрой Бьянкин. Они познакомились во время учёбы и вскоре поженились. Как оказалось, это союз на всю жизнь – и любовный, и творческий.
Своей первой награды, престижной итальянской премии в области дизайна Compasso d’Oro, дуэт Скарпа-Бьянкин удостоился в 1970-м. Вторую – за вклад в развитие индустрии – в 2008-м Тобиа получал уже один. Осенённый счастливой звездой путь золотого мальчика прервала трагическая гибель обоих сыновей, ставших жертвой несчастного случая в конце 1990-х. Афра ушла вслед за ними. Тобиа же отошёл от дизайна в сторону преподавания и реставрационных проектов.
Главные произведения Скарпа датируются серединой 1960-х. Именно он первым стал использовать галогенные лампы в интерьерных светильниках. Также первыми Тобиа и Афра решили набивать мягкую мебель полиуретаном. Подлинная революция 1960-х, подарившая дизайну массу новых возможностей!
Тобиа всегда считал себя сыном своего отца и настаивал на преемственности поколений, говоря, что идёт дорогой Карло. В частности, он унаследовал любовь к модернистским формам, воплощённым с помощью новых технологий. «Сейчас, в свои 80, я преподаю его основы в IUAV», – говорит дизайнер, пополнивший ряды профессуры своей альма-матер.
1950-е годы были отмечены работой Тобиа с итальянской фирмой Gavina, принадлежавшей мебельщику-визионеру Дино Гавина. Впоследствии компания закрылась, а права на дизайн Тобиа приобрели другие фирмы. Кровать Vanessa пополнила модельный ряд фабрики Cassina, коллекционирующей наследие мэтров дизайна. Кресла Pigreco (одна из первых вещей в портфолио Тобиа и Афры) достались марке Knoll.
Обе модели отражали творческое видение дизайна, присущее Скарпа. Кровать Vanessa запоминалась графичным сочленением лакированных металлических тяг, Pigreco – элегантностью выверенного до мелочей каркаса из бука, сформованного с помощью новой технологии: под давлением пара.
Тобиа говорит, что мерой дизайна для него всегда был Ле Корбюзье. Функциональность вещи определяет её строгий и сдержанный облик. «Меньше значит лучше», – цитирует дизайнер другого великого модерниста, Миса ван дер Роэ.
В 1960-х Скарпа работает над дизайном светильников – ангажирован Flos. Ему принадлежит дизайн десятка ламп, выпущенных маркой: Biaggio, Nuvola, Tamburo, Fantasma. Торшер Papillona в 1975-м становится настоящим прорывом. Именно здесь Тобиа применяет первые галогенки.
Настольная лампа Biaggio, напоминающая шлем, вырезана из цельного куска каррарского мрамора. Дизайнера ограничивали возможности станка. Однако он с блеском вышел из положения, создав оригинальный светильник. Кстати, снова инновации – Тобиа одним из первых сделал весь корпус светильника из мрамора.
Бра Foglio обыгрывали тему металлического оригами. Настольная лампа Junker напоминала хорошенькую барышню в модной шляпке: интенсивность света регулировалась сферическим колпачком.
С конца 1970-х Тобиа сотрудничает с маркой Molteni&C. Затем подтягиваются другие гранды. Одним из главных заказчиков становятся концерн B&B Italia и Cassina.
Многие годы Скарпа продолжает работать с Venini, выпуская коллекции в ярких трендовых цветах.
Однако наиболее интересные вещи Скарпа выходят у небольших компаний. Часто даже остаются в прототипах. Как, например, люстра в виде UFO, неопознанного летающего объекта. Или стол Delfi Vetro для марки Simon: столешница из прозрачного стекла покоится на архитектоничных мраморных опорах, украшенных рядами вертикальных профилей.
Сейчас вещи Тобиа Скарпа можно найти главным образом на аукционах. Например, у Christie’s. А также в галереях, торгующих коллекционным дизайном. Причём их география поразительна: от Австрии до Австралии.