Джо Понти часто называют отцом современного дизайна. За свою долгую карьеру он спроектировал немало мебели. Но кресло D.153.1, пожалуй, стало самым известным из его произведений. Модель из любого учебника по дизайну!
Понти рано прославился. Уже к тридцати годам он был успешным и состоятельным дизайнером. Ему платили баснословные гонорары. Что позволило жить на широкую ногу: один за другим он купил три дома в Милане, переделав интерьер на свой вкус и полностью его меблировав. Обстановку дизайнер проектировал сам, стремясь, прежде всего, воплотить в жизнь свою концепцию мебели для открытых пространств.
Понти одним из первых осознал возможности открытой планировки. До него даже самые большие площади предпочитали «нарезать» на комнаты-клетушки, лишая их ощущения пространства. Понти же стремился наполнить интерьер воздухом и светом.
В начале 1950-х годов он решил снести свою мастерскую, располагавшуюся в гараже на Via Dezza, и построить на её месте кондоминиум, один этаж оставив себе, а остальные распродав (да, дизайнер не был лишён коммерческой жилки).
Фасады здания он «разлиновал» ровными рядами окон (владельцам квартир предлагалось выбрать цвет рам). Площадь квартир и планировку заказчики определяли на стадии строительства. Понти настаивал на необходимости открытой планировки. Этот концепт был реализован им в полной мере в оформлении собственных апартаментов: он с семьёй поселился на верхнем этаже на 8-м.
Вся квартира представляла собой помещение, лишённое стен. Дизайнер оставил лишь несущие конструкции, не пощадив даже спальни!
Понти подчеркнул ансамблевость интерьера отделкой (например, полами из плитки с диагональным рисунком, один принцип для всей квартиры) и обстановкой, как сейчас говорят, totally customized. Он спроектировал многофункциональные блоки, системы хранения с подсветкой, выполнявшие роль витрин для коллекций и сувениров из дальних странствий. Интерьер Понти мыслил как своего рода ландшафт, организованный по принципу французского парка — с тщательно срежиссированными мизансценами. Обстановка играла роль эффектной рамы и должна была «подавать» пространство как произведение искусства.
Таким образом, мебель начинала играть ведущую роль. Понти настаивал на том, что нужно отодвинуть шкафы и диваны от стены и намеренно проектировал их таким образом, чтобы сделать центром помещения, сфокусировать на них внимание. Дизайнер предпочитал нумеровать свои произведения, шутя, что так облегчает работу каталогизаторам своего творчества.
Кресло D.153 появилось в 1953-м (дата отражена в нумерации) и предназначалось для квартиры на Via Dezza. Сначала модель выходила в рамках серии Distex у компании Cassina (сейчас оригиналы ещё 1960-х годов можно найти на аукционах, цена колеблется в пределах 30000 $). Но с 2017-го года историческое наследие Понти с согласия родственников на 10 лет перешло компании Molteni&C. Современная версия D.153, получившая приписку .1, выходит под этим брендом (компания также запустила проект Vivere alla Ponti, популяризующий наследие мастера в форме фильмов, лекций и выставок, посвящённых его творчеству).
153-е считают одним из самых элегантных кресел в истории. Дело в безупречных пропорциях! Дизайнер рассчитал конструкцию до мелочей, стремясь сделать её визуально лёгкой. Небольшой наклон спинки, сиденье немного выдвинуто, удобные компактные подлокотники. Каркасом служат тонкие металлические тяги, ты видишь их, если начинаешь присматриваться, — они практически незаметны!
Пилотная модель кресла вышла в глухой обшивке ясенем, но дизайнер изменил финиш, убрав стенки подлокотников, чтобы визуально облегчить образ.
Понти любил сам демонстрировать, насколько удобно кресло, часами позируя в нём для фотокамер или давая интервью, сидя в нём.
Современных вариаций (как и подделок, будьте осторожны!) масса. Molteni&C предлагает модель в разных обивках, включая ткани по дизайну самого Понти (например, велюр Punteggiato, который производит марка Rubelli, — Понти придумал его для венецианцев в 1934-м).