Актрис всегда больше, чем актеров, – это мы понимаем еще на утренниках в детских садах, где девочкам придумывают роли второй и третьей снежинок, а мальчики играют важных для сюжета Серых Волков и Диких Котов. Но нельзя сказать, что в истории драматургии нет сильных женских персонажей – в образах Антигоны, Медеи, Раневской и Вассы Железновой женщины на сцене получают слово и говорят о себе в этом мире. Именно такой и является Гедда Габлер – героиня одноименной пьесы Генриха Ибсена, поставленной Анатолием Шульевым в театре имени Пушкина.
Какая Гедда Габлер в исполнении Александры Урсуляк? После свадебного путешествия она прибывает в новый дом, но этот дом не ждет ее. Одна половина сцены создает представление о неком мещанском уюте, что особенно подчеркивает чучело рогатого (!) оленя на стене, вторую часть пространства занимают банки с краской и малярные валики. Ее муж Йорген (Алексей Воропанов), его тетушка Юли (Наталья Николаева), Теа Эльвстед (Анна Бегунова) – «подруга» по институту – всем своим обликом выражают желание «не выделяться». Мило, скромно, при этом неважно, что в душе Йорген Тесман страсть как хочет стать известным благодаря своей книге, а Теа сбежала от нелюбимого старика-мужа. Гедда, она же госпожа Тесман, выходит к зрителю в широкой белой рубашке и армейских ботинках и криво хмурится, когда добрая тетушка отвешивает ей комплименты.
Гедда Габлер – героиня без героя. Скорее всего, она искренне уважала своего отца – генерала Габлера, но находящиеся рядом с ней мужчины не показывают себя образцами ума и воли. Йорген Тесман способен только болтать о своих открытиях, но сразу пасует при мысли о конкуренте на должность. Друг семьи, третья «вершина» треугольника – судья Бракк (Борис Дьяченко) – ни на что не готов обменять свою свободу холостяка, что не мешает ему изыскивать способы заполучить Гедду в свою собственность без обязательств. Но неизвестно, как сложились бы обстоятельства, если бы в город не вернулся Эйлерт Левборг (Александр Матросов) – однокурсник Тесмана и бывший поклонник Гедды. Бывший, да не совсем. Между ним и Геддой много недосказанного, но друг другу они не нужны. Он тоже не собирается спасти Гедду от нее самой, и потому она совершает отчаянные поступки один за другим, уничтожая мирок, в котором ее запирает свой собственный страх.
Да, Гедда Габлер боится. Дергая за волосы хрупкую Тею, флиртуя с судьей и исполняя свой яростный танец, сопровождаемый выстрелами из револьверов генерала, Гедда Габлер боится жить своими силами и по своему разумению. Ведь никто не презирает сбежавшую от мужа Тею, напротив, ей сразу находят жилье у милейшей тетушки Юли. Но такая жизнь не для Гедды Габлер. Возможное будущее давит ее пугающими тенями, а последствия ее действий оплетают женщину паутиной, которую она может разорвать единственным образом, оглушающим зрителя.