Ваше сообщение успешно отправлено!

Две недели на поезде с Мастерской Брусникина

"Транссиб" в театре Практика.

Как прокатиться по самой длинной железной дороге в мире? Естественно, первое, что приходит в голову, – это купить билет на поезд от Москвы до Владивостока. Но если вы не готовы провести шесть дней в вагоне в одну сторону, отпуск еще не скоро, да и цена кусается, то у нас есть для вас нетривиальное решение – спектакль «Транссиб» студентов школы-студии МХАТ в театре Практика.

Несколько лет назад старшие брусникинцы уже практиковали работу с техникой «вербатим» (с латинского «дословно»), выпустив спектакль «Это тоже я. Вербатим». А нынешние студенты Мастерской Брусникина  это дело продолжили.

Происходит это так: творческая группа выбирает тему и начинает опрос людей. Потом из расшифровки аудиозаписей появляется спектакль. Обычно документальный театр исследует некие пограничные состояния – убийства, изнасилования, травматические отношения родителей и детей. А здесь просто путешествие. Или не просто?

Зрителям включают видеоряд. Вот перрон, в толпе провожающих мелькает ректор школы-студии Игорь Золотовицкий. Актеры пошли «в народ». Но дорожная романтика только на экране: на сцене – железные скамьи зала ожидания. Даже как-то удивительно, что идея о спектакле – наблюдении в поезде – появилась только в 2016 году. Что еще может быть более театральным, чем рассказы своих историй, которые еще всегда можно немного приукрасить, попутчикам-зрителям, да еще с антрактом на курицу и вареные яйца? Кстати, антракта в спектакле нет, так что за полтора часа передышки от чужих жизней не случится.

А историй и людей будет много. Кореец-путешественник, проводницы, уличные музыканты, машинист крана, бизнесвумен, продавщица киоска, бабка-коммунистка. И разные формы для рассказа – от ломаного английского «корейца» Александра Золотовицкого до «Весеннего танго» Никитиных (Анжелика Катышева и Богдан Кибалюк) и рэпа Леонида Саморукова. А еще скрипка, барабаны, виолончель – в спектакле, где показывается, что есть Россия, поют песню украинской группы Dakh Daughters «Rozy Donbass». Рефлексируйте сами, почему и как это все соотносится с тем, что «я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек».

Если определять спектакль в целом – это больше этюды, а не цельный выстроенный сюжет с кульминацией и развязкой, не road movie на сцене. Молодые актеры не вживаются в своих персонажей. Это не плохая игра, а следование идее дословной отстраненности. Но ребята с удовольствием делятся забавными моментами собственного исследования, как, например, случай, когда Юлию Джулай приняли за проститутку. Страна такая, наверное, что проститутки по вагонам ходят чаще, чем красивые актрисы. Зато есть еще, возможно, для кого-то неожиданный вывод, что люди у нас читающие и любящие литературу – даже стихи Есенина в поезде декламируют.

В спектакле нет конфликта поколений – играющие семейную пару Яна Палецкая и Дмитрий Канухин не задаются вопросом, кто и как «дошел до жизни такой». И Мария Лапшина в образе бабки во фланелевом халате с посланием к Путину не является движущей силой спектакля. Люди здесь, как проплывающие в окне пейзажи, – они существуют сами по себе – в мире низких зарплат, животворящих икон или пугающей «армейки». Но «Транссиб» – это больше, чем модное путешествие с популярными хэштегами. Это исследование, заключение к которому пишет зритель.

Фото предоставлены пресс-службой театра Практика

Театрал-любитель. Верю, что театр способен говорить искренне о наболевшем. И если не изменить общество, то расставить точки над i в конкретной голове.


Еще статьи этого автора

Еда
Ресторан Tsunami: море зовет!
Кухня никкей: японская классика в обрамлении ярких красок Перу
Театр
Повести Пушкина
Календарный год и культурный код в спектакле Анатолия Шульева в театре Вахтангова
Еда
Ресторан «Тоттори»: японские открытия
Неизвестные гастрономические тренды японской кухни
Театр
Брехт. Швейк. Вторая Мировая.
Первый спектакль «Сезона учеников» в Студии театрального искусства