Спецпроект
«Театр ТЕНЬ – пароль для своих»
Мифы о Королевском лиликанском театре, об очереди на спектакли и актерах-кукольниках.
Есть такой остров Миликар, на котором живет малоизвестный и загадочный народ – лиликане. Остров этот все время дрейфует в океане и периодически приплывает к различным географическим локациям.
И вот уже больше двадцати лет Театр драмы, оперы и балета имени Гольбастро – Момарено – Гердайло – Шефина, Бессмертного Короля Лиликании, да продлятся дни его вечно, на гастролях у театра ТЕНЬ в Москве.
Фото из личного архива Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской
«ТЕНЬ» театр теней и кукол, основанный семейной парой Ильей Эпельбаумом и Майей Краснопольской в 1988 году. Изначально это был первый частный театр, который в 80-е был создан по законам кооперативов. Но на одной продаже билетов выжить было нельзя, поэтому пришлось получать государственный статус. На сегодняшний день это самый маленький ГБУК, где количество сотрудников – 10 человек, а отчетность такая же, как у Большого театра.

Театр ТЕНЬ – это театр художника, всегда экспериментирующий с жанрами и формой. Это не удивительно: Илья Эпельбаум окончил Строгановское училище, а Майя – Гнесинску по специальности «Актер театра кукол». Они начали заниматься интерактивным театром, делать иммерсивные постановки и спектакли-променады, когда еще никто не знал таких слов. И у всех, кому удавалось на них побывать, увиденное оставляло глубокий отпечаток в сознании.

Одним из таких зрителей была Полина Михайлова, которая начала свое знакомство с «ТЕНЬЮ» еще в шестилетнем возрасте, а теперь сама тут работает. Мы встретились с ней за пару часов до начала вечернего спектакля, чтобы поговорить о той мифологизации, которая царит вокруг театра многие годы.
Миф 1
Попасть в театр ТЕНЬ невозможно
Умение ждать – это главная черта, которой должны обладать зрители этого театра.

Рядом с входной дверью сразу три звонка, и все они работают, но встречать вас никто не торопится. Чтобы туда попасть, нужно действительно постараться.
«Афиши как таковой нет, у нас принципиально другая система – все, кто хотят к нам попасть, просто записываются в очередь». Ждать нужно год или два. Многие зрители забывают об этом, но когда к ним приходит «письмо счастья», они все бросают и бегут в театр ТЕНЬ.
«Сначала люди злятся и не понимают, как это возможно. Звонят, пишут, говорят, что мы их потеряли. Но мудрые родители записываются, как в детский сад, за пару лет до того, как планируют пойти. Иногда, если кто-то накануне звонит и говорит, что не может прийти, мы делаем анонс о свободном месте в социальных сетях. Но это бывает очень редко».


Театр ТЕНЬ не уходит на каникулы даже летом. В неделю они играют по 3-5 спектаклей. Это достаточно много для такого маленького коллектива, но другого выхода нет – очередь надо как-то двигать.
«Нашим зрителям действительно очень сложно к нам попасть. Агентство по продажам онлайн-билетов приводит наш сайт и показывает на своих конференциях как пример самого не френдли и не продающего ресурса. И Илья очень горд этим (смеется), потому что он его делал, прежде всего, с художественной точки зрения.
У нас нет задач привлечения зрителей. Тот, кто хочет к нам прийти, придет. При этом мы очень ценим свою публику. У театра ТЕНЬ – определенный зритель, которого бесполезно зазывать рекламой».

У нас существует своя система отсева. Это нужно пробиться через наш сайт, не испугаться встать в очередь. Когда зрителю придет приглашение, то нужно успеть забронировать место, иначе нужно опять ждать. У нас нет электронных билетов,нельзя оплатить их на сайте. Я согласна, что это неудобно. Но в нашем случае это единственный работающий вариант.
Серый плюшевый слон.

В фойе создается впечатление, что ты попал в музей. Полина, улыбаясь, смотрит вокруг: «Кажется, что у нас много места, но его уже не хватает». И действительно, куда ни глянь – подоконники, полки, шкафы заставлены причудливыми вещичками и, конечно, «Золотыми масками».
Их у театра десять штук
. Среди них есть уже несколько разбитых. «Мы их честно хотели повесить, но за две ночи упало две маски. Решили больше не экспериментировать».
Есть и распиленная пополам, которая досталась за спектакль «Эпос о Лиликане», сделанный совместно Вячеславом Игнатовым. Но больше всего впечатляет огромное количество слонов.
Семейная легенда гласит, что когда Илья пошел делать Майе предложение, купить подарок заранее он забыл. По дороге был только «Детский мир», а в эпоху дефицита ничего кроме серых слонов на полках не было. «Этот самый первый плюшевый слон у нас есть до сих пор. Он старый, в катышках». Невесте подарок понравился, и так случилось, что слон стал символом театра. «Нам все их дарят, что ставить некуда. Забиты все шкафы».
Основных залов у театра два: Большой и Малый.

В Большом помещается от 15-50 человек, а Малый, где уже давно проходят гастроли лиликанского театра, рассчитан всего на пять мест.

Большой Королевский Академический Народный Театр драмы, оперы и балета имени Гольбастро–Момарено–Гердайло–Шефина, Бессмертного Короля Лиликании – это основной проект театра ТЕНЬ.
Лиликане, рост которых не больше 5-6 см, приехали с собственного острова Миликар, со столицей Мальтерро, где Король смог организовать жизнь своего народа так, что они не занимаются ничем, кроме искусства. В области театра они особенно преуспели и все время стремятся подтянуть нас, велипутов, на свой высокий лиликанский уровень. Миссия у его жителей непростая – оказывать культурно-гуманитарную помощь, в том числе и знакомить местных жителей с разными видами лиликанского театрального искусства.
Так, проектом культурно-гуманитарной помощи стал «Лиликанский Музей театральных идей».
Лиликане предложили любым велипутским гениям культуры сделать спектакль мечты.

Первым был Анатолий Васильев, у которого был уже свой театр на Сретенке. Но поставить спектакль «Мизантроп» в том виде, в котором он его представлял, никто не соглашался. По его задумке, в последней сцене вокруг Мизантропа должен был пылать Париж, и все декорации каждый раз сгорали бы дотла. Естественно, ни бюджет, ни техника безопасности не давали режиссеру воплотить свою мечту. Но вот лиликанам это удалось.
Следующим был Тонино Гуэрра, у гения итальянского-велипутской культуры уже 15 лет как был написан сценарий, который не брал ни один театр мира. «Дождь после потопа» – спектакль на философско-библейскую тему, о конце света. Там под воду уходят не только декорации с артистами, но и сами зрители. Никто не соглашался так рисковать, а лиликане справились.
В спектакле «Смерть Полифема» танцевал сам Николай Цискаридзе. Он давно мечтал исполнить роль Циклопа-гиганта, но на сцене это всегда было показано условно. Но только не у лиликан.
В Большом зале проходят спектакли:
«КукКафе. У.Шекспира»
В помещение ставят 5 маленьких круглых столиков, за которыми могут сидеть по три зрителя. Вам предлагают два меню: в одном – пища вполне человеческая, но бутафорски оформленная в виде «картин» по пьесам У.Шекспира; другое – пища духовная. Из списка нужно выбрать одну из предложенных пьес (театр планирует поставить все 37 пьес великого драматурга, сейчас готово 13), после чего официант к вам подойдет и примет заказ. За вечер вы увидите пять произведений, но каких именно – не знают даже актеры.
«Круглый год» – спектакль-календарь
Лев Рубинштейн придумал для спектакля 365 фактов по количеству дней в году. И на каждый из них написал свою собственную маленькую саркастическую рефлексию, связанную с его жизнью или просто его мыслями об этом факте. Автор читает текст, Илья демонстрирует на большом экране иллюстрации, которые он сделал под каждое событие. Спектакль показывают либо так, чтобы он соответствовал определенному месяцу, или делают выжимку лучшего за полгода.
«Тень в квадрате»
Совсем недавно появился детский мастер-класс «Тень в квадрате», когда дети могут попробовать стать актерами и зрителями одновременно: сделать своими руками теневую куклу и поучаствовать в спектакле. Актеры вместе с детьми показывают шесть маленьких постановок. Это может быть поздравительная открытка, сказка, балет или триллер, поставленный по детским ужастикам. Основная задача – показать, что любую историю можно сделать в теневом театре. Но и родители там не сидят без дела.
Миф 2
Театр ТЕНЬ – исключительно детский театр
Вечер многоактных опер.

Когда мы пришли, по плану давали «Вечер многоактных опер», а это значит, что за один вечер зрители могут услышат пять произведений в версии лиликанского театра. На спектакль все приходят за пару минут до начала. В театре нет традиционных звонков и других атрибутов академического театра, а атмосфера больше напоминает домашнюю.
В задачу Полины входит встретить гостей и за чаепитием рассказать историю Лиликанского королевства, чтобы подготовить их к тому, что им предстоит увидеть дальше.
Билет на лиликанский спектакль рассчитан на 5-6 человек, и люди должны собрать свою группу. Театр этим не занимается и не приветствует, если она набрана из случайных людей. И это их принципиальная позиция. «Мы разделяем ценности семейного театра. Но при этом никогда не берем детей без родителей. Мы не занимаемся анимацией».
Для нас это особый язык, а не просто детский театр, где история рассказывается куклами. В кукольном театре есть смысл, когда этот формат дает сделать то, что не позволяет другой. Лиликания – это наглядный пример.
Когда Майя с Ильей начинали, то они сами занимались административной работой и играли в спектакле, который на тот момент был единственным в репертуаре. Но у них всегда была персональная работа со зрителем. Сначала Майя встречала, теперь я это делаю. Мы знаем всех своих зрителей в лицо. И в действительности лиликанский театр или театр ТЕНЬ – это пароль, потому что нетеатральная публика о нем знает очень мало. Это клуб для своих.
- Нам часто звонят и говорят, а если у нас нет детей, можно прийти на спектакль? Я всегда отвечаю, что можно и нужно. Взрослые получат такое же удовольствие, потому что любой хороший детский спектакль сделан так, чтобы его было интересно смотреть всем. Там есть куча шуток, которые ни один ребенок понять не может, они специально для родителей. Наоборот, у нас есть спектакли, на которые мы не пускаем детей.
– Почему?

– Есть ряд спектаклей, где нам хочется говорить на серьезные темы, шутить взрослые шутки, и не потому, что они неприличные. Мы используем набор слов, который ребенку ничего не даст. И дети либо скучают, либо приходится упрощать текст, что мне как актрисе не очень нравится.
В Малом зале, куда мы сегодня идем, стоит макет Королевского лиликанского театра высотой с взрослого человека. Один его вид вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых. Все декорации сделаны по правилам Большого театра, поэтому есть полное погружение в этот масштаб.
Изначально макет был другой: зрители заходили внутрь театра, а куклы сидели в ложах вокруг них.
Но от этой идеи решили отказаться. Все лиликане-зрители разные. Во время спектакля они двигаются, а в «Мизантропе» даже бунтуют, выпадают из лож и ломают себе ребра. «У нас есть такая игра, что можно купить себе гражданство Лиликании. Вы получаете паспорт, и ваш прототип сажают в ложу, у нас есть несколько таких зрителей, и они ходят на спектакль без очереди».
У Ильи была шутка: он хотел сделать так, чтобы на выходящих из лиликанского театра зрителей, в фойе, в окна смотрели гигантские глаза людей. Идея микрокосма: если нам кажется, что мы делаем что-то очень важное, то надо отъехать еще на уровень дальше, и окажется, что там есть еще велипуты, которые смотрят уже на нас, и им наша жизнь кажется кукольным театром или игрой.
Миф 3
В театр могут работать только профессиональные актеры
В стажерах все время кто-то есть.

За кулисами Большого зала на специальных конструкциях развешаны куклы, задействованные в спектаклях. Все они уникальны и сделаны в абсолютно разных техниках. В театре всего один профессиональный кукольник-актер из Ярославля. Как сказала Полина, они стараются брать наивных художников и актеров, которых не нужно переучивать. К тому же работа в театре не ограничивается только своими непосредственными обязанностями: если перед спектаклем понадобится, то нужно и полы помыть, и другим помочь.
Тут не разделена личная, семейная жизнь или театральная. Это настоящая семья. К ним приходят работать те, кто хочет с ними быть. Делают реквизит, ведут административные дела, работают кукольниками. Если получается, то остаются надолго.
«Сначала мы разговариваем. И тогда происходит первый отсев. Мы пытаемся понять, зачем это человеку нужно. И дальше он старается что-то делать, но у него не получается, тогда он может просто с нами тут провести время и познакомиться. В стажерах все время кто-то есть».
Все детство мы были с мамой на спектаклях. И вдруг нас перестали звать. Несколько раз мы приходили и звонили в дверь, но нам никто не открывал. А потом, когда я училась на втором курсе института, моя мама в интернете увидела, что у театра ТЕНЬ появился сайт. Там было единственное объявление: они принимают стажеров. Вот так тут оказалась я, хотя не собиралась связывать свою жизнь с театром.
Миф 4
Декорации настолько хрупкие, что в другие города они не ездят
Инъекция культуры всем желающим.

«ТЕНЬ» может показывать спектакли и за пределами театра, например, выезжая со «Скорой театральной помощью». В автобусе, в котором расположена лиликанского размера сцена, помещаются 2-3 зрителя. Спектакль длится около 15 минут, поэтому получить инъекцию культуры успеют все желающие. У них даже была идея сделать «КукКафе» в других городах и даже странах, чтобы можно было меняться спектаклями друг с другом. Но энтузиастов пока нет.
«Метаморфозы» до сих пор хотят видеть все фестивали. Но Илья занимается теперь другими вещами, а спектакль уходит в историю вместе с частью жизни». Происходит это всегда по разным причинам. Николай Цискаридзе переехал в Санкт-Петербург и больше не может приезжать. Спектакль Сергея Юрского «Канделис» трагически сгорел в Манеже. Это был самой ювелирный из лиликанских постановок. Его решили его уже не восстанавливать.
Если какие-то спектакли уходят, то какие-то могут и неожиданно вернуться. «У нас есть спектакль «Апокалипсис», поставленный на библейскую тему конца света, – он для одного зрителя. И все декорации были сделаны внутри спичечных коробков. Каждая сцена длится, пока горит одна спичка. Илья играет его в темной комнате с системой зеркал: ты садишься напротив актера, которого не видишь, перед тобой только его руки.
Но из-за оптической иллюзии кажется, что ты своими руками делаешь апокалипсис. Там очень сильный визуальный эффект. В этом году в Санкт-Петербурге театр БТК будет проводить фестиваль театров для одного. И нас попросили его восстановить. Спектакль уже давно отыгран, но будем возвращать его и сделаем несколько показов еще и в своем театре».
Редакция Porusski.me благодарит театр ТЕНЬ за гостеприимство и помощь в подготовке материала.
Контакты:
tenjtenjtenj@gmail.com

Адрес:
Октябрьская ул., 5, Москва
Тексты, интервью
Над проектом
работала команда
редакции Porusski.me:
Елена Каратун
Ольга Тимофеева
Фотографии
olgatimofeeva.com