«В современной русской архитектуре не происходит ничего хорошего, а в Москве вообще творится чёрт знает что!», так говорят многие, ведь всегда есть что критиковать.
Но правда в том, что современная архитектура не нравится никогда. Пятидесятые и сталинский ампир критиковали сороковые, в сороковые – ранний советский период и авангард, авангард вообще всё критиковал и строил заново, модерн не в восторге от эклектики и так далее в глубь веков.
Со сталинских времен Тверская – парадная улица главного города нашей страны, и каждый правитель спешит оставить на ней свой след. Вот и при Лужкове на улице и прилегающих к ней весьма элитных переулках появилось множество заметных построек. Здесь поработали крупнейшие архитекторы эпохи – Сергей Ткаченко, Андрей Боков, Алексей Воронцов, Алексей Бавыкин. Что же такое «лужковская» архитектура и так ли всё плохо в современной застройке Москвы? Мы решили посетить экскурсию «Что вы творите на Тверской?» от проекта «Москва глазами инженера» и лично проверить, создаются ли в столице шедевры.
Гостиница Ritz-Carlton, Андрей Меерсон, 2007 год
Архитектор Андрей Меерсон, известнейший советский архитектор, среди его работ – дом на Беговой и дом «Лебедь».
Гостиница Ritz-Carlton – это, конечно, стилизация под соседнее здание – гостиницу «Националь»: цветовое решение фасада (красный кирпич + белый декор), архитектурные детали (рисунок наличников и так далее) повторяют «Националь». Это средовая архитектура, то есть прямое цитирование элементов соседних зданий, проектирование с учетом окружающей среды, стремление вписать здание в существующий контекст.
В этом проекте архитектор говорит на историческом уровне, а также показывает современные стилевые решения. Например, стеклянный козырёк (входная группа), который напоминает перекрытие торговых пассажей 19-го века, решен на контрасте: модная каменная арка и рядом парящая стеклянная конструкция козырька.
Не классический элемент – колонны, на которые опираются арки, их форма не имеет ничего общего с историческими формами колонн, скорее боеголовки, врезавшиеся в землю.
Штаб-квартира McDonalds в Газетном переулке, Алексей Воронцов, 1993 год
Алексей Воронцов спроектировал огромное количество зданий в Москве. Велотрек в Крылатском, участвовал в реконструкции многих городских объектов, например, Павелецкого вокзала, спроектировал много жилых домов, но есть здание, которое видели абсолютно все, – McDonalds в Газетном переулке.
Парадоксально, но это казалось бы совершенно особенное, ничем не напоминающее соседние дома строение, тоже средовая архитектура. А всё из-за использования зеркала в качестве материала фасада. Впервые этот приём использовал Ханс Холяйн – архитектор, который вписал зеркальное здание в историческую среду. В зеркале отражается окружающая застройка, благодаря чему с одной стороны здание приобретает эффект растворения в пространстве, а с другой забирает на себя исторический рисунок соседних фасадов.
Вошло в топ-10 лучших зданий десятилетия 1987 – 1997 гг. по мнению профессионального сообщества того времени.
Жилой дом в Брюсовом переулке, Алексей Бавыкин, 2007 год
Алексей Бавыкин – «бумажный» архитектор 80-х годов. «Бумажные» архитекторы – люди, которые не хотели реализовывать себя профессионально в рамках государственного видения того времени и зарабатывали на жизнь разными прикладными профессиями, например, иллюстрированием книг. Кроме того, они постоянно отправляли свои проекты на международные архитектурные конкурсы в зарубежные журналы. И очень часто занимали призовые места. На сайте архитектора содержится небольшая заметка о жилом доме в Брюсовом переулке: «Путем «новодельного» восстановления фасада мы не пошли, а попытались нарисовать новый объем, украшенный «деревянным» ордером. Удивительно, но это решение было согласованно и заказчиком, и городом».
В архитектуре здания автор использует разные уровни восприятия:
истоки происхождения архитектурных форм – «деревянный» ордер. Слово «деревянный» взято в кавычки, так как на самом деле тот декор, который так выделяет здание, – это, конечно, стволы деревьев, их образ абсолютно чётко читается. Но, кроме того, стволы являются прототипами колонн, их прародителями. Колонна – любимый приём Бавыкина, и он с ним постоянно играет. Но только в этом объекте, в таком исходном значении;
авангард – оформление фасада, балконы, козырёк и сама форма здания. Авангард служит мостиком между домом артистов МХАТа, который расположен слева, и историческим жилым домом справа;
модерн прослеживается в растительных элементах (те самые деревья, которые венчают растения) и декоративные египетские столпы у входной группы.
Но главное – это то, как отмечает сам Алексей Львович, что здание служит связующим звеном между разнохарактерными соседними домами и не вступает в конфликт с храмом, расположенным далее по улице. Снова средовая архитектура, но очень тонкая и наполненная множеством смыслов.
Это здание – несомненный шедевр, получивший не одну профессиональную награду.
Надо сказать, что экскурсия длится около 2-х часов, и посетителям объясняют, почему именно такой облик получают здания, почему именно те или иные декоративные элементы и материалы используют архитекторы в своих проектах, помогают понять смыслы решений и в самом деле поднимают патриотизм и раскрывают любовь к городу.
Мы рассказали о трёх зданиях, но экскурсия «Что вы творите на Тверской?» конечно, больше: вы увидите и вдумчиво разберете штаб-квартиру McDonalds в Газетном переулке работы Алексея Воронцова (1993), офисное здание в Большом Гнездниковском переулке Андрея Бокова (1997),синагогу на Большой Бронной Сергея Эстрина (2005), жилой дом в Брюсовом переулке Алексея Бавыкина (2007), гостиницу Ritz-Carlton Андрея Меерсона (2007), жилой комплекс в Большом Гнездниковском переулке Сергея Ткаченко (2008).
Стоимость посещения – 490 руб.
За настоящее и будущее московской архитектуры можно не беспокоиться, сейчас современники критикуют новое, но будущие поколения наверняка найдут, чем гордиться и что включать в историческое наследие.