Анна Жебелева, наш постоянный автор рубрики «Свадебная мода» – настоящий эксперт в этой области. Анна возглавляет направление Bosco Ceremony, лично посещает показы мировых свадебных кутюрье и отбирает модели платьев, которые будут представлены в салоне Bosco в Петровском пассаже. Аня – автор статей по стилю в свадебных журналах и приглашенный лектор в ВШЭ.
Аня, я знаю, что у тебя очень разноплановый опыт до прихода в Bosco. У тебя был собственный бренд нижнего белья, за плечами многолетний стаж организатора фестиваля WFest. Расскажи подробнее о своей карьере в свадебной сфере. Почему ты решила перейти из статуса предпринимателя в руководителя в корпорации?
Мои отношения с fashion-бизнесом начались еще в университете, на факультете Международных экономических отношений. Я писала диплом на тему «Импорт сырья для легкой промышленности и модной индустрии России». Затем была работа в «Дикой Орхидее». Будучи в декрете, я прошла обучение в ВШЭ на факультете «Бренд-менеджмент в fashion-бизнесе» и открыла первый в России креативный свадебный шоурум White Chicks. Это был некий протест обществу, если хотите, поскольку я сама, выбирая платья для своей свадьбы, была очень разочарована рынком. Тогда, в 2007 году, была либо европейская классика, либо платья китайского производства соответствующего качества. Помню, когда я открыла White Chicks, пресс-релиз разлетелся по всем модным порталам с заголовками: «Замуж в комбинезоне???». Свой бизнес – лучший учитель. Ответственности, тайм-менеджменту, да и просто психологии отношений с людьми никто лучше не научит. Однако пришло время двигаться дальше, и когда мне поступило предложение возглавить амбициозный проект одного из крупнейших в России ритейл-игроков в той сфере, где я настоящий профи, я, конечно, сказала «да». Для меня это колоссальный опыт, возможность реализовать свой потенциал, ну и, конечно же, любовь к своему делу.
Из чего складывается твоя работа в Bosco?
В задачи руководителя направления входит все. В буквальном смысле: закупка, переговоры с партнерами, продвижение, маркетинг, обучение персонала, клиентские и b2b-мероприятия, продажа, анализ показателей, работа со стоком, составление концепции будущего магазина, вопросы расположения торгового оборудования на точках и т.д. В каждом конкретном направлении, разумеется, есть свой департамент и специалисты, но моя задача – дать импульс и быть инициатором, то есть заставить крутиться весь механизм.
Как именно ты отбираешь коллекции, которые будут представлены в Москве?
Как правило, это происходит в течение недель свадебной или высокой моды, когда дизайнеры представляют свои коллекции на подиумах и в шоурумах Барселоны, Нью-Йорка или Парижа.
Во-первых, существует бюджет, в рамках которого нужно сделать заказ. Бюджет распределен по маркам. Во-вторых, я лично отсматриваю коллекцию. В идеале марка должна провести показ, а после этого приглашать писать заказ в шоурум. То есть мы сначала смотрим на изделие на подиуме, затем уже вблизи в шоуруме его можно потрогать, вывернуть и при необходимости заказать. Бывает и такое, что при неиспользованном бюджете байер понимает, что коллекция провальная и не продастся. Тогда можно перераспределить бюджет и закупить в другой марке чуть больше. Заказ пишется по живым образцам, представленным в шоуруме, и лайншитам (отрисованный в карандаше эскиз с описанием модели и указанием цены).
Как отличаются предпочтения невест в России и Европе?
Поскольку в России много народностей и разных национальностей со своим менталитетом и предпочтениями, то я бы сказала, что у нас должен быть представлен действительно широкий ассортимент. А в типичном европейском магазине вы можете, как правило, найти в основном только классику. В России же важен выбор: минимализм, богатая вышивка, бохо – чем шире выбор стилей и дизайнеров, тем больше вероятность попадания.
По твоему мнению, за какими дизайнерами будущее свадебной индустрии?
Австралийцами. Но ливанцы и израильтяне тоже не сдают позиции.
Как ты посоветуешь невестам выбирать платье? Есть ли какой-то универсальный алгоритм?
Когда я провожу тренинги торговому персоналу, то рассказываю про свой алгоритм выбора платья для невесты. Потому что у самой невесты его, как правило, нет. Первое, что мы спрашиваем, – это локация и месяц свадьбы. Далее нужно определить стиль. Сейчас приходят невесты с уже определенным запросом: урбанистика, авангард, романтик, бохо. Но если у девушки нет в голове четкой картинки, задача грамотного персонала – помочь ей её обозначить. Как правило, каждый дизайнер подходит под определённый стиль свадьбы. Разумеется, основной совет – не слушать советов:). Если вам комфортно в платье, не стоит ориентироваться на мнения других лиц, ведь они руководствуются своими вкусами и идеями.
Поговорим о женихах! Лучший вариант для свадьбы – смокинг? Или ты за креативные варианты?
Конечно, я за креатив! Если смокинг, то пусть будет цветным! Если формат свадьбы позволяет – пусть это будет клетчатый костюм-тройка со льном. Вариантов бесконечно много – опять же, вопрос уместности.
Сложно ли начинающему свадебному дизайнеру в России стать востребованным? Что необходимо для успеха собственного бренда?
Для востребованности, разумеется, нужны вложения. Но и без существенных инвестиций, я уверена, можно «выстрелить». Здесь главное – это идея самого продукта и связи, тусовка в свадебной индустрии. Второе мегаважно.
У тебя богатый опыт и интересная работа – делишься ли ты своими знаниями с начинающими специалистами? Проводишь ли мастер-классы, тренинги?
Да, я периодически читаю лекции в ВШЭ для студентов курса «бренд-менеджмент» от Fashion consulting group, даю частные консультации по запросу.
И напоследок расскажи, какому бы свадебному дизайнеру ты отдала предпочтение при выборе собственного свадебного платья?
На сегодня мой фаворит – Christos Costarellos, греческий дизайнер, чьи изделия в стиле бохо безумно стильные и воздушные. Пока я не представляю себя в чем-то другом!