Ваше сообщение успешно отправлено!

Традиционная культура – в музее или в жизни?

Что нужно сделать сегодня, чтобы вернуть чувство гордости за традиционно русское?

Сейчас много говорят о скорости, о зашкаливающем количестве информации, о массовом потреблении, о том, что в этом потоке изменений мы просто не успеваем жить.

Если смотреть чуть глубже, то мы не успеваем сделать выбор в пользу себя, постоянно получая внешние сигналы о том, «как у других», «как надо» и «как лучше». Лучше для кого? Вопрос «как лучше для меня?» – это начало пути к знанию о себе, к поиску идентичности, обусловленной не только нашими предпочтениями в быту или коммуникации, но и генетически заложенными культурными кодами.

Русские – нация с богатой художественной традицией – литературой, музыкой, театром, архитектурой. Каждый из нас считает поэму «Руслан и Людмила» и оперу «Борис Годунов» частью культурного наследия, которое вызывает чувство гордости.

Но это все прошлое. Мало кто после школы перечитывает Пушкина или слушает классическую музыку. Сегодня нас окружают массовые продукты западной цивилизации, а кокошники и бабушкины янтарные бусы пахнут нафталином и не вписываются в образ современного человека. Хотя тот же Пушкин, Мусоргский, Билибин и Серов, создавая шедевры русской культуры, вдохновлялись традициями крестьянства, бытом людей, которые составляли основу русской нации. При этом Пушкин затрагивал актуальные темы, понятные нам и сегодня, Билибин вводил в иллюстрацию элементы модерна, переосмысливая традиционные образы для современников. Именно поэтому такое искусство стало классическим, то есть понятным вне времени.

Иван Билибин, иллюстрация к сказке «Марья Моревна»

Противоречивость российской истории, в которой сначала под страхом штрафов запрещали носить русское платье, потом устраивали костюмированный бал с сарафанами и кокошниками, а еще через каких-то тридцать лет человека любого культурного слоя пытались превратить в рафинированного советского гражданина, смазывает понятие русского стиля. И конвейерный образ традиционной культуры, созданный в двадцатом веке, вызывает желание скорее откреститься, чем порадоваться при виде хохломы или резного наличника.

Сейчас все меняется.

Скорость жизни настолько высока, что вызывает желание остановиться и подумать: «А нужно ли мне это?», «Близко ли это сердцу?». Почему подлинный продукт ручного труда вызывает эмоцию в отличие от экземпляра с китайской фабрики? Доверие к локальным проектам основано на уверенности в честности продукта, в искренности создателя, который любит свое дело, вкладывает в него душу и время. Он создает не чтобы продать, а чтобы поделиться, просто потому что не может по-другому. К этому добавляется радость за мастеров, возможность возродить утраченное, а также подсознательное понимание того, что таланты не пропали за десятилетия железного занавеса.

HALF x Гжель. Источник

Светильник Лемех, проект Elnik. Источник

Что нужно сделать сегодня, чтобы вернуть чувство гордости за традиционно русское – за церкви и роспись, крестецкую строчку и владимирскую эмаль? Недостаточно смахнуть пыль с музейных экспонатов и рассказывать в блогах о культурном богатстве нашей страны. Видео реконструкции свадебного обряда вряд ли вдохновит сегодняшнюю невесту надеть красный сарафан в день начала семейной жизни. Необходимо погрузиться, переосмыслить традицию с учетом текущей социальной ситуации, облечь материал в современную форму.

Декоративно-прикладное искусство не существует без среды обитания человека. В резной чаше варили еду, сарафан и кокошник носили, а росписи украшали жилые дома людей, а не музейные стены. Человек был окружен искусством, созданным вручную. Традиционные материалы, роспись, резьба и вышивка были частью его повседневного быта, напоминали ему о красоте природы, переливах солнца на море и полевых цветах, оберегали от зла и хранили тепло создателя, отголоски его мыслей и настроения, наполняя дом энергией творчества и созидания.

Загородный дом Леонида Парфенова. Источник

Поэтому так откликаются в нас проекты, которые не просто реконструируют мотивы, а переосмысливают идеологию, предлагают метафору, по-новому смотрят на материал и технологию, обрамляя культурное наследие в актуальный образ, что вписывается в жизнь современного человека, а не превращает его в коллекционера старины.

fy:r ss18 Moodboard

Крестецкая строчка

Ульяна Сергиенко ss16 c фабрикой “Елецкие кружева”


Светлана Сальникова, дизайнер fy:r

    fyrclothes.ru

Fy:r – московская марка одежды, вдохновленная Русским Севером. “Мы смотрим на историю Севера как на источник свежих идей и не растиражированных образов, на воплощение стремления к свободе и расширению собственных границ”.

Автор онлайн-журнала Porusski.me Все самое интересное: путешествия, красота и мода, еда, дизайн, свадьбы, главные события, интересные фотосессии и многое другое!