Дворик Студии театрального искусства полноправно считается самым уютным, оставляя позади сад Аквариум или Эрмитаж. Поэтому перед началом спектакля «Три сестры» обязательно задержитесь на минутку и помедитируйте на «милые, скромные березы». Точно такие же деревья появились на сцене по воле художника Александра Боровского, и герои Чехова вместо прописанной драматургом гостиной оказались в лесу. Откуда и доносится до москвичей, находящихся в зрительном зале, стон, мечта, надежда, воплощенные в знаменитой фразе «В Москву, в Москву».
Драма или комедия, но в первую очередь «Три сестры» Чехова – очень семейная история. Это вполне себе закономерно, что спектакль поставлен в доме знаменитой московской театральной «семьи» Сергея Женовача. Главные и второстепенные роли пьесы играют недавние студенты – «женовачи» выпуска 2017. Театральная судьба Марии Корытовой, Дарьи Муреевой и Елизаветы Кондаковой еще только начинается: кто знает, будут ли в их жизни Офелии или Федоры, но значимые для любых актрис Ольга, Маша и Ирина в их профессиональной истории уже есть.
Пьеса начинается с именин Ирины. Девушка в этой сцене произносит возвышенные речи об идеале труда и, кажется, верит им, мечтает поскорей сама работать и приносить пользу. Потом Ирину сковывает рутина окружающей обстановки, и все мечты сводятся к рефрену «В Москву».
Маша – это женщина-вамп, женщина-страсть. Она одновременно и пламя, и тягучая скука. Даже измена мужу – это не мещанская драма, а сказка Пушкина в березовом Лукоморье.
Ольга, самая старшая из сестер, очень хорошо помнит прошлое, она увязла в своих повседневных обязанностях, далекая Москва должна избавить ее нелюбимой работы в гимназии. Она не позволяет себе лишних бокалов вина и эмоций, может только украдкой посмотреть на мужа сестры Кулыгина Федора Ильича (Лев Коткин) и вздохнуть.
Читайте также: “Такие разные сестры. Какая из них по душе вам?”
А Москва отгорожена лесом. Сквозь него не пройти и не проехать, потому все важные события там и происходят . В лесу обнимаются Андрей и Наташа (Екатерина Копылова); пьют, как подростки, Андрей (Даниил Обухов) и пожилой доктор Иван Романович Чебутыкин (Сергей Качанов); распивают коньяк барон с недоЛермонтовым-Соленым (Александр Медведев), своим будущим убийцей. В березах Тузенбах (Никита Исаченков) хочет обнять Ирину, а прижимает к груди вместо нее стройное дерево. Лес ко всему безучастен, он – преграда, лабиринт, и его исчезновение во втором акте несоизмеримо с вырубкой вишневого сада.
Главные герои много говорят друг с другом, но разговоры никому не приносят утешения. Если Андрею хочется сказать – он обращается к зрителю и раскрывается только перед ним, рассказывая о нереализованных планах и несовпадении устремлений с женой Натальей. Той собеседники и не нужны: она медленно, но верно забирает управление в доме, а мысли ее только о детях.
Тузенбах и Ирина и вовсе не слышат друг друга. Ирина – потому что ощущает себя вне ненужных ей отношений, несмотря на совместные планы, пусть даже и предчувствуя смертельную угрозу. А Николай Львович все молча понимает.
Антон Павлович хотел, чтобы спектакль был комедией – и было смешно наблюдать эти блуждания в березах, сопровождаемые алкогольными возлияниями. Актеры МХТ плакали, прочитав только написанную пьесу, – актеры Женовача заставили сопереживать людям, не нашедшим своего места и чувствующим себя непонятыми и ненужными. А еще этот спектакль оказался сказкой. Сказкой, которой ошиблись тридцать три богатыря и поэтому ушли под бравурные марши в другие неизвестные пучины. Москва осталась на своем месте, недоступная и далекая. А москвичи награждают актеров аплодисментами.