Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть, ОТ которой гибнут дети.
Итак, студия Pixar представляет….. Хотя нет, это не мультипликационный фильм.
«Дорогие экскурсанты, посмотрите, перед вами – картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого «Утро в сосновом лесу»! Нет, экскурсантов нет, есть только зрители. А еще на сцене сидит царевна-лягушка и зайчик-побегайчик. Так начинается новый спектакль Дмитрия Крымова «Ромео и Джульетта», он же «Киндерсюрприз», поставленный со студентами его совместной с Евгением Каменьковичем Мастерской. Это уже становится хорошей традицией – мы раньше писали о спектакле «О-й. Поздняя Любовь», который тоже играли, пока его актеры учились в ГИТИСе. Те студенты выпустились, кто-то вошел в состав труппы ШДИ, а теперь уже новое поколение вместе со своим мастером играет в трагедию.
Зачем-то взрослый дядя, потрясающий копьем, написал историю, в которой любовь не побеждает все. А нужно ли ей было что-то побеждать в этом городе с картонными мостами, церквями и внезапной гробницей? Герцог (Георгий Токаев) не начинает свой рассказ с истории про ссору двух семей и вообще появляется не сразу, хотя когда появляется, то сразу притягивает к себе внимание. Он не просто экскурсовод, он – эффективный менеджер (несмотря на все проблемы с межбюджетными переводами), и именно поэтому все в городе его слушаются, когда нужно перенести жирафов и зебр, и по его команде начинают бодро танцевать.
Пока Герцог в роли экскурсовода рекламировал всем Верону, члены семей Монтекки и Капулетти представляли себя сами, не заметив, что Ромео и Джульетта уже влюбились и готовятся к свадьбе. Дмитрий Крымов учит своих студентов подавать зрителю знаки с помощью простых вещей, и костюмы героев наглядно это демонстрируют. И как не отметить потрясающую работу художников Анны Гребенниковой и Евгении Ржезниковой, кстати, тоже студентов его Мастерской. Вот у матери Джульетты (Виктория Мирошниченко) костюм сделан из оранжевых спецовок. Это знак опасности: костюм кричит о том, что случится с ее маленькой девочкой, которая периодически спрыгивает с колен матери, но героиня не замечает. Она потом расскажет, как важно носить удобную обувь в сложных ситуациях, и наглядно это продемонстрирует, но так и упустит за своими пируэтами возможность спасти дочь.
Монаха Лоренцо (Рифат Аляутдинов) художники нарядили в красное облачение кардинала, и он действительно окажется по личному недоразумению движущей силой спектакля. Он будет горевать о смерти влюбленных, но пожалеет цветов на их могилу, может, поэтому вместо золотой вышивки его сутана украшена простыми пуговицами? Кормилица (Александра Кесельман) вообще наряжена бабка бабкой – ей все равно, что вместо юбки у нее затертый коврик, и ее не волнует, что там происходит у Джульетты. Она периодически уединяется с умершим супругом (Аркадий Кириченко) и ломает четвертую стену, задавая вопросы зрителям, на которые не ждет ответов.
В реальности спектакля граница жизни и смерти действительно какая-то неявная. Уже упомянутый муж кормилицы – полноправный, хоть и молчаливый участник действия. И значимые смерти персонажей тоже сначала как-то неочевидны. Речь идет о Тибальте (Николай Яскевич) и Меркуцио (Владимир Комаров). Их поединок поставлен по форме модных нынче рэп-баттлов и красочно иллюстрирует известное выражение «Словом можно и ранить». Еще как можно, все рубашки и лица в крови. А по очкам вроде бы победил Меркуцио, панчи у него удачней получились.
Возможно, его литературный слог сформирован лучше: не зря он вначале цитирует сонеты Шекспира: все для того, чтобы сказать, наконец, свою самую удачную и знаменитую фразу: «Чума на оба ваши дома». И умереть? Умирают герои странно: все собираются на их похороны, но со сцены ни Меркуцио, ни Тибальт не уходят. Тибальт вот радуется, что в нем разглядели нормального парня, а Меркуцио как будто не отпускает обида – и влюбленному Ромео вместо того, чтобы сделать еще одно селфи с возлюбленной, приходится слушать друга.
А ведь влюблены главные герои по-настоящему, пусть и по-детски – с преувеличениями и побегом от родителей. Мальчик Ромео (Никита Найденов) любит Бродского и девочку Джульетту (Анна Патокина). Иногда он, очевидно, недоумевает, что же хочет от него девушка, но на все соглашается. А Джульетта как будто завязла в своей роли. Она смотрит в притащенную Герцогом гробницу с каким-то скрытым ужасом, но продолжает следовать судьбе и произносит заученные строки, не всегда понимая их смысл. И правда, что это за блеск зарниц? И почему за них придется умирать? Пришлось потому, что пьеса слишком известна, дети не разобрались, что можно-то было по-другому, а родители в своих обсуждениях празднично-похоронных меню ничего не заметили. Зато в Вероне есть что посмотреть.