Итак, любимый многими пряный и сочный Иван Алексеевич. Каким он предстал на этот раз? На сцене – несколько столиков и стульев, полки, заставленные бокалами и стеклянными графинами, прихотливо расцвеченными прозрачными напитками. Если поддаться привычке писать и находить сравнения, то на сцене можно вообразить и «Любительницу абсента» Пикассо, и киногероев Вуди Аллена («Полночь в Париже»). Но это спектакль, это театр, и сегодня он соединил в одном повествовании несколько сюжетов.
Обычно рассказы Бунина инсценируются последовательно – от начала к концу. В спектакле ясуловичей все ровно наоборот – пространство кафе зажимает, как в кулак, линии повествования, отпуская то одну, то другую. Зрители только угадают «Галю Ганскую», как перед ними начинают разыгрывать историю «В Париже». Отмечу, что угадывание не очень и нужно для того, чтобы прочувствовать спектакль, потому что он о другом. Манана Тотибадзе (Ольга Александровна) и Андрей Пискарев (Николай Платонович), Валерия Репина (Галя) и Игорь Царегородцев (Художник), Наталья Щербакова (Генрих) и Егор Бедуля (Глебов), Вероника Ткачёва (Поля) и Денис Бондаренко (Он), Анастасия Косарева (Она) и Дмитрий Кондрашов (Павел Сергеевич), Ирина Смирнова и Евгений Окороков (Она и Он, герои рассказа «Визитные карточки») танцами и диалогами повествуют о желании, потребности и пустоте. И поэтому неважно, кто главный персонаж, а кто – второстепенный.
Мы не узнаем, что красавица Генрих будет убита австрийским писателем: на сцене Учебного театра ВГИКА пуля достанется самоубийце Мите (Артем Пивоваров). Одно из самых известных произведений Бунина – повесть «Митина любовь» – действительно представлена только драматическим финалом, Катя на сцене не появится. Этот режиссерский ход как-то даже «очищает» бунинский текст от сравнений и пересечений с экранизациями и постановками (но «Митина любовь» в Гоголь центре заслуживает просмотра!), опять же, выводя на первый план его чувственную составляющую.
До конца будет рассказана история «Мадрид», неожиданно врываясь в иные повествования. Рядом с усталым и ехидным Денисом Бондаренко Вероника Ткачева выглядит неловкой и неумелой, раскрыв своей игрой новые грани образа бунинской героини. Для их истории сценическое пространство увеличивается, и вот уже после кафе герои целуются на двухъярусной кровати, а слияние тел в акробатическом этюде, напряженное и страстное, передает пряность текста.
Отдельного слова заслуживает танцевальная составляющая спектакля. Это не современная хореография в обезличенных трико. Здесь все очень даже лично, фактурно, многослойно. Голые спины, высокие каблуки, широкие штаны, свободные рубашки. Пока персонажи танцуют, их обволакивает дым – не дым Отечества, а дым другой страны, другого времени. И удивительный конец, как будто все истории рассказывал актер в маске. Были ли в масках другие актеры? Надевали ли маски герои бунинских рассказов? Зрителю это неважно, маски были и всегда будут в театре. Да и в жизни.