Сколько раз, приходя в театр, мы мечтали оказаться по ту сторону рампы или попасть в производственные цеха. Теперь мы будем регулярно рассказывать вам обо всех тонкостях закулисной жизни театра, которые обычно скрыты от посторонних глаз зрителей.
Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, как устроен театр? Ведь любое здание хранит в себе множество секретов, а такое сложное по своей технологии сооружение, как театр, – тем более. Пару лет назад после глобальной реконструкции открылся обновленный Электротеатр Станиславский. А в ноябре этого года образовательный проект «Москва глазами инженера» запустил там новую для себя экскурсию.
Электротеатр «Станиславский» расположен на главной улице Москвы, по адресу: ул. Тверская, 23.
В 2013 году Электротеатр возглавил режиссер и теоретик театра – Борис Юхананов, который выиграл конкурс на получение статуса художественного руководителя Московского драматического театра Станиславский. Он хотел создать такое пространство, которое можно было бы использовать для разных видов искусств, а впоследствии оно стало бы местом для работы всемирно известных режиссеров.
С того же года в театре началась реставрация, которая проходила с приспособлением под современные нужды. Здание с вековой историей нуждалось в значительном обновлении. При этом все работы были выполнены не на государственные деньги, а на средства Фонда поддержки и развития театра Станиславский. Пока шел ремонт в основных пространствах, в репетиционных залах кипела работа. К моменту открытия здания после реконструкции в репертуаре было около 14 спектаклей.
Спектакли играют везде. Например, в гардеробе проходит пластическо-хореографический спектакль «Все так», в котором практически нет слов – в основном танцы. За счет отражения артистов и зрителей в зеркале получается игра в игре.
За стенкой гардероба находится тайна, которая связана с архитектурой здания. К сожалению, не сохранились первые чертежи, поэтому при реконструкции театра никто даже не догадывался, что в здании раньше были печи, а воздуховоды от них были спрятаны в стены. В тот момент, когда в печах отпала необходимость, их предположительно закрыли решетками и замуровали кирпичной кладкой. Все думали, что это толстые массивные стены. И когда за месяц до открытия все оборудование нужно было крепить, то оказалось, что стены полые.
После реконструкции было увеличено количество санузлов. Так как в подвале было организовано зрительное пространство, то по требованиям пожарной безопасности появилась необходимость в еще одной лестнице. Задача была такова, чтобы каждый сантиметр работал на театр. Например, помещения звуко- и видеозаписывающих студий спрятаны под лестницей.
Изначально здание Электротеатра было построено как доходный дом со сдаваемыми в наём жилыми и нежилыми пространствами. Но уже в начале 20 века появилось производство фильмов. Поэтому любые помещения, в которых их показывали на широких экранах, называли «электротеатрами». Предприниматель Авраам Гетман понял, что и в искусство можно вкладывать деньги и на этом зарабатывать. Он взял в аренду здание и переделал его под Электротетр «АРС». В 30-е годы здание передвигали, когда увеличивали Тверскую улицу. Его поднимали на домкрате и на рельсах переносили. Это была самая тяжелая передвижка в истории, ведь вес достигал 26 тонн. Ничего более тяжелого в мире никогда больше не подвергалось передвижке.
В 1935 году в помещениях бывшего доходного дома была открыта Оперно-драматическая студия К.С. Станиславского. Поэтому Московский драматический театр им. К.С. Станиславского был преемником этой студии. После последней реконструкции пространство Электротеатра Станиславский существенно увеличилось: в четырех корпусах размещаются большая и малая сцены, костюмерный и декорационный цеха, пространство Электрозоны, а еще у театра есть специально оборудованный внутренний двор. Там тоже проходят спектакли: в 2016 году его открывали оперой «Галилео».
Все зоны, в которых проходят различные мероприятия и активности, имеют приставку Электро-. Так фойе театра получило название Электрозона. В этом пространстве работает школа современного зрителя и слушателя, проходят различные мероприятия, выставки, концерты и фильмы. Большая часть образовательной программы работает бесплатно. Это сделано намеренно. Задача стоит сделать театр доступным для всех.
Вдоль стен расположены металлические конструкции, которые помогают повышать функциональное зонирование пространства. Так, в вертикальных стойках есть перфорации и металлические перекладины, под потолком видны рельсы – все это позволяет по-разному трансформировать фойе под разные нужды.
Изначально металлические столбы были закрыты кирпичом, но после очистки было решено оставить их в первозданном виде. Была предпринята попытка их покрасить, но внешний вид заметно проигрывал их оригинальной фактуре. Во время детских спектаклей в целях безопасности колонны частично обивают войлоком.
Непосредственно над электрозоной находится зрительный зал – это позволяет сразу из фойе поднимать декорации, упрощая их монтаж.
Спектакли, насыщенные сценографией, идут блоками. И между ними обязательно должен быть технический день, когда все декорации увозят, но даже в это время театр не перестает функционировать, какие-то активности все равно проходят в других зонах. Например, на Электролестнице идет спектакль «Пушкин+ «Евгений Онегин» с участием Елены Морозовой.
Как уже много раз говорили, из-за того, что здание было изначально построено не как театр, многие необходимые технические карманы у сцены отсутствуют. Поэтому служебные пространства из-за этого тоже решают по-разному. В классическом театре артисты обычно выходят и справа, и слева, но у Электротеатра справа уже наружная стена. Тогда решили эту проблему тем, что соорудили «Кукушку» — пристройку на фасаде. А название такое, потому что в нужный момент времени артист выходит из этого помещения на сцену, как кукушка в часах.
Помощник режиссера – «капитан корабля» – тот человек, который вместе с режиссером и актерами присутствует с самого начала создания спектакля. Он фиксирует все, что происходит на репетициях, и помогает режиссеру при подготовке спектакля. Во время спектакля помреж со своего пульта смотрит за процессом. Во время репетиций в зале должно быть темно и тихо. Особенно для оперного театра. Пол должен быть черного цвета.
Дежурная гримерка находится рядом со сценой и перед началом представления туда приносят все, что должно участвовать в спектакле. И туалет там шире, чем обычно, чтобы была возможность пройти туда в костюме.
После реставрации многих интересовало, сколько зрительных мест теперь в зале. Так вот в Электротеатре «АРС» их было 100, но сейчас их количество зависит от спектакля. Так как сценография везде разная, она может быть и в зале, то и количество мест варьируется. Так как для такого оборудования нужно было укреплять потолок, то высота его уменьшилась. Из-за этого места на балкон больше не продают. Администрация стремится сделать доступным не только образовательные программы, но и сами спектакли. Если человек не может купить билет за 7 тысяч руб. в первый ряд партера, то он может это сделать за 300 руб. Благодаря акустическому проекту будет как слышно отовсюду, так и видно, ведь зал небольшой.
Зрительный зал проектировали как трансформер. Это такой прямоугольник. Его можно трансформировать как угодно. Как правило, когда мы сидим в зале, то видим поднятие занавеса. В Электротеатре такого механизма нет, так как зал находится между 2-м и 4-м этажами. Эту проблему решили следующим образом: установили, как и в фойе, металлические решетки, но более мощные, на которые и можно крепить сценографию. Также не обойтись без помощи лебедок, коих в театре насчитывается 104 на площадь около 400 квадратов. Для России это самый насыщенный оборудованием потолок. Лебедки расположены по всему пространству зала, чтобы можно было крепить декорации в любом месте.
На спектакле «Тартюф» сцена расположена по центру зала. Зрители сидят справа и слева в секторах и в антракте меняются. Поэтому билеты себе и партнеру лучше покупать не рядом, а так, чтобы оказаться друг напротив друга. Тем интереснее вам будет смотреть спектакль, наблюдая не только за игрой актеров, но и реакцией партнера. В «Чайке» места также слева и справа, по центру – вытянутый прямоугольник, а с балкона спускается батут.
В логотипе Электротеатра заключена вся история здания как культурной институции – драматическими и театральными методами несет свет нам с вами в общество.
Все предметы, которые участвуют в спектакле, хранят в реквизиторских цехах. Там можно увидеть и чайку из одноименного спектакля, и огромные гамбургеры из «Синей птицы». Но иногда реквизит настолько большой, что постоянно хранится недалеко от сцены. Между корпусами выполнены переходы, обеспечивающие беспрепятственный проход из здания в здание. Костюмы развозят по гримерным вручную, их численность может достигать пятисот штук. Поэтому порожки в этих помещениях отсутствуют.
Электротеатр уникален тем, что в постижёрном цеху производят парики сами. Потом стригут, красят и завивают, но помимо париков здесь накладывают грим. Спектакли разные, и иногда от лица актера остаются только глаза, а все остальное – толстый слой грима.
Когда начинали реконструкцию в театре, основной задачей было оборудовать гримёрные так, чтобы артистам было максимально комфортно проводить там время и восстанавливать силы перед спектаклями. В каждой гримерной есть душ и туалет, этим может похвастаться не каждый театр. Есть представительские гримерные с диванами, воссозданные по эскизам, найденным во времена Станиславского. На 3-4 этаже гримерки уже более аскетичные, но при этом не менее удобные.
Айрат Багаутдинов, основатель проекта “Москва глазами инженера”: “Экскурсия по Электротеатру Станиславский — это одна из самых ярких наших коллабораций за последнее время. Это очень интересный архитектурный памятник. Многие здания, о которых мы говорим в наших экскурсиях, были построены давно прекрасными архитекторами, но частенько с ними ничего не происходит, или, наоборот, они приходят в запустение. Тут же можно увидеть факт очень гуманной вежливой и даже интеллектуальной реконструкции здания, когда оно сменило одну культурную функцию на другую”.
Редакция Porusski.me благодарит проект “Москва глазами инженера” и Электротеатр Станиславский за увлекательную экскурсию.
Главное фото: Василий Лукьянов