Ваше сообщение успешно отправлено!

«Русский Стиль». Интервью с архитектором экспозиции Юлией Наполовой

Все больше становится заметно, как Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства превращается из хранилища ценностей в культурный центр, в место притяжения с широчайшим списком мероприятий, лекций, конференций и занятий в мастерских. 20 октября была открыта новая постоянная экспозиция, показывающая этапы становления и развития Русского стиля середины XIX – начала XX вв.  В течение 25 лет музей не обновлял свою экспозицию, поэтому при ее подготовке задачи ставились глобальные и очень амбициозные.

Реализацией идеи занималась Юлия Наполова, молодой архитектор и дизайнер. Училась в МАРХИ, работала с Сергеем Чобаном в архитектурном бюро SPEECH, изучала в Лондоне Urban Design в University of Westminster и организовала собственное архитектурное бюро PS Culture.

В портфолио архитектора такие проекты, как выставка «Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма», которая проходила этим летом в Ивановском зале Российской государственной библиотеки, и выставка «Пламень и нега Востока» в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно».

Юлия Наполова провела для нас экскурсию и рассказала Наталии Костомаровой о нюансах подготовки такого значимого проекта, о своей работе и любимых экспонатах.

Архитектор Юлия Наполова

Наталия: Юлия, с чего всё началось и что такое «Русский Стиль»?

Юлия: 120 лет назад Россия заново открывала русскую культуру, интеллигенция была оторвана от народа, а крестьянский быт был экзотикой.

Локальный интерес к национальной стилистике возникает не только в России, но и в Англии, Германии, Испании и других странах. А в России в связи с крепостным правом было очень сильное расслоение общества, и на самом деле никто не знал, как, собственно, выглядит крестьянин, и тем более не знал про его быт.

В 70-80-е годы XIX века появляются экспедиции и едут в села для изучения народной культуры и понимания, как выглядят домашние предметы, обереги, стараются собрать как можно больше информации.

Архитектор Юлия Наполова с автором Наталией Костомаровой

Наталия: А экспозиция с чего начиналась?

Юлия: Чтобы открыть новую постоянную экспозицию, в первую очередь музей должен на это решиться, потом куратор отбирает экспонаты и готовит каталог. На этот первый этап ушло больше года, а дальше начинается работа по созданию архитектуры экспозиции.

Первые 2 месяца я лично разрабатывала концепцию будущих выставочных пространств, потом приступила к работе моя команда: 2 архитектора, графический дизайнер и художник-аниматор – всего 6 человек. Мы начали в декабре 2016 года, а экспозиция открылась 20 октября 2017 года.

Со стороны музея над проектом работали 30 человек + реставраторы. Все предметы оригинальные, из фондов музея.

Находясь в залах, нельзя не заметить насыщенные цвета стен, что довольно часто встречается в современных интерьерах, а также в оформлении выставочных пространств. Мы заметили, что Юлия также предпочитает глубокие тона, например, работая над выставкой «Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма» архитектор использовал богатый изумрудный оттенок. Секрет в том, что такая палитра выгодно работает на экспозицию, подчеркивает и насыщает цвета выставленных изделий, а не забирает сочные оттенки, как это случается, если предметы стоят в светлом окружении. Также очень хорошо продумано освещение, иногда кажется, что мы находимся в сокровищнице, всё внимание сосредотачивается только на экспонатах, они просто притягивают зрителя. 

Наталия: Расскажите именно про декоративные приемы оформления экспозиции, работу с пространством, с цветом.

Юлия: Когда мы готовили экспозицию, то учитывали факт, что она будет постоянной, то есть останется здесь на очень и очень долгое время. Мы старались все сделать лаконично, в каждом зале выбирали один мотив и в то же время использовали орнаменты с экспонатов. Например, в первом зале для декора стен использован узор резьбы на досках, которые в этом зале и выставлены.

В каждом помещении – свой цвет стен. Во втором зале – глубокий серый, там мы показали знаменитые фотографии с Русского Бала Романовых, и серый не забирает на себя внимание.

А в следующем появляется насыщенный винно-бордовый цвет: зал посвящен Всемирной выставке в Париже 1900 года, и хотелось придать праздничности в общем настроении экспозиции.

На стене в «сером зале» расположены огромные изображения костюмов с Русского Бала 1903 года, который был приурочен к 290-летию дома Романовых. Это оцифрованные оригиналы фотографий, которые хранились в Эрмитаже, им сделали художественную обработку, чтобы показать посетителям более наглядно, как же это все выглядело.

Наталия: Юлия,  на выставке есть мониторы, некоторые экспонаты открыты, все это можно трогать?

Юлия: Музей декоративно-прикладного искусства – это академичный музей, и он, конечно, стремится дать максимально полное впечатление о развитии русского стиля. Но при этом музей еще и достаточно современный, и мы решили использовать помимо классических приемов (таких как стеклянные витрины) сенсорные мониторы, где вы можете листать страницы на экране и смотреть старинные узоры и буквы; витрины с выдвижными ящиками с образцами тканей (о них – подробнее и чуть позже), открытые витрины с керамикой, которую можно трогать, театр и все эти прекрасные прелести. Конечно, музей всегда рад видеть детей, там есть даже специальный центр, который только детьми и занимается, но все же мы просим их не бегать.

Все время, пока Юлия рассказывает, в зале звучит музыка, удивительно знакомая и идеально сочетающаяся с происходящим. Оказывается, это Римский-Корсаков, и дальше нас ждет сюрприз, который не ожидаешь увидеть в музее. Очень интересный ход!

Юлия: Это театр! У нас тут «Снегурочка» по эскизам Васнецова. Мы запросили эскизы у Большого театра, они очень маленькие – 10х15 см, рассмотреть детали практически невозможно и их нельзя экспонировать: они бумажные, ветхие и легко разрушаются…

Итак, мы оцифровали эскизы и анимировали их. Это огромная работа, но нужно вносить современные элементы и оживлять экспозицию. К тому же это дает возможность немного отдохнуть и с новыми силами воспринимать дальнейшую информацию.

Пока мы перемещаемся по залам, Юлия рассказывает об экспозиции и об отдельных любимых предметах.

Юлия: Мы не могли все завесить тканями, но очень хотели их показать. Ткани очень хрупкие, они выгорают, и их нельзя демонстрировать долгое время, максимум 2-3 месяца. Поэтому предусмотрены витрины, где сверху стекло, под которым ткань будет меняться, а внизу выдвижные ящики – там темно, и ткани сохраняются.

Моя любимая ткань здесь – это отрез полотенца с коклюшечным кружевом и ручной вышивкой. Полотенце настолько филигранно выполнено и актуально смотрится, прямо бери и носи как платье, например.

 И вот в последнем зале мы видим подиум с платьями Ульяны Сергиенко, предметы современного автора среди истинно исторических вещей.

Юлия: Мы очень уважаем ее творчество, дизайн. Ульяна использует русские мотивы, и эти вещи сделаны настолько тонко, что посетители принимают их за исторические предметы. Было важно показать современного автора и интегрировать его в экспозицию. Эта часть выставки будет меняться, чтобы показать публике больше новинок, созданных по историческим русским мотивам.


Чтобы своими глазами увидеть камин Врубеля, – а в Музее выставлен один из сохранившихся 5-ти образцов, собранный из 150-ти частей специально для открывшейся выставки, а также первая матрешка – та самая, которая  демонстрировалась впервые на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, – приходите на Делегатскую ул. д.3, особняк Остерманов, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства


Экспозиция открыта каждый день с 10 до 18, а в субботу – до 21, вторник – выходной. Всем Русский Стиль!

Редакция журнала Porusski.me благодарит Юлию Наполову за встречу и прекрасную экскурсию!

Фото Анастасии Черешневой специально для Porusski.me

Пишу о русском стиле в архитектуре, интерьерах и о том, как менять пространство вокруг себя без помощи дизайнера.


Еще статьи этого автора

Дизайн
Не вещь, а эмоция
Разговор с декоратором о том, как создать живой интерьер, заряжающий своим импульсом
Дизайн
Преобразовать интерьер без капитального ремонта. 5 правил Кати Гершуни
Что делать, если организовать глобальную перестройку невозможно, а перемены нужны как воздух?
Дизайн
Мужской интерьер: розовый – это тема
Как превратить свою пещеру в комнату с Pinterest. Рецепт Саши Лыгина.
Дизайн
Купцы России. Балин – фамилия, о которой вы ещё не слышали
Россия всегда славилась обилием текстиля, это объясняется национальной культурой и суровым климатом.