В 2011 году впервые в современной истории иностранец возглавил балетную труппу в России. За свои три года в Михайловском театре испанец Начо Дуато поставил десять спектаклей. Он не стал легендой, как предыдущий великий иностранец Мариус Петипа, и не произвел революции в русском балете. Но вклад его переоценить трудно: в числе его заслуг не только новый блеск и слава одного из главных театров Северной столицы, но и несколько потрясающих балетов, которые обязательно нужно смотреть.
Именно в России Дуато впервые в своей практике обратился к классике. Его “Спящая красавица”, “Щелкунчик” и “Ромео и Джульетта” – тема отдельного обстоятельного разговора. А этот будет о современных постановках, настоящих жемчужинах балетной сцены Петербурга.
“Многогранность. Формы тишины и пустоты”
Лаконичные, скульптурные, с фантастически проработанной пластикой – они открывают новую плоскость восприятия музыки. Посмотрев “Многогранность. Формы тишины и пустоты”, вы по-настоящему поймете, насколько головокружительно сложна музыка Баха. И если и можно создать нечто столь же совершенное, как она, то у Дуато это почти получилось.
“Многогранность. Формы тишины и пустоты”
Впрочем, “понимать” в его хореографии значит куда меньше, чем “чувствовать”. Его творения невозможно смотреть, сохраняя равнодушие, – острота эмоций в них физически ощутима.
В “Без слов” это томительная, печальная чувственность, в “Белой тьме” – мучительная тревога. “Белую тьму” Дуато посвятил своей сестре, умершей от передозировки.
Здесь настоящая смерть и живая боль вибрируют в каждом движении танцовщиков.
Это страшное, страшно правдивое и страшно красивое произведение хореографического искусства – одно сплошное переживание. Нагнетающая музыка Карла Дженкинса, белый порошок, пересыпаемый из рук в руки, мечущиеся в клетках из света на темной сцене то ли собратья-наркоманы, то ли мысли героини, и, конечно, финальный аккорд, попавший на афиши, – все это будто выжигает чудовищную дыру в сердце, и это настолько же больно, насколько прекрасно. Дуато уверен, что подобные темы нужно поднимать, в том числе в танце, и то, как он это делает, – лучше любых рассказов и обсуждений.
“Белая тьма”
Иоганн Себастьян Бах, герой балета “Многогранность. Формы тишины и пустоты”, проживает целую гамму эмоций – от ощущения вдохновенного всемогущества до жуткой, рвущей душу беспомощности перед лицом Женщины в маске – то ли Смерти, то ли Судьбы, одновременно ласковой и жестокой. В моменте, когда хрупкая барышня, ведомая в танце, внезапно хватает его за горло, впервые раскрывая свою истинную сущность, дыхание перехватывает у доброй половины зала.
“Без слов”
Вот, кстати, своеобразная визитная карточка Дуато – акценты, эффектные моменты, которые сохраняются в памяти спустя годы. Можно забыть детали хореографии, музыку и костюмы персонажей, но то, как мурашки бежали по затылку, когда Женщина в маске сорвала с колосников символичное серое полотнище или когда на героиню “Белой тьмы” хлынул поток рокового порошка, останется с вами навсегда.
“Многогранность. Формы тишины и пустоты”
Поэтому, если вы собираетесь в Петербург в апреле-мае или ноябре, обязательно ищите в афише Михайловского одноактные балеты “Без слов”, “Дуэнде”, “Прелюдия”, “В лесу”, Nunc Dimittis, “Невидимое”, “Белая тьма” и многоактный балет “Многогранность. Формы тишины и пустоты”.
Яркие впечатления вам обеспечены!