Кому может понадобиться голова кролика из папье-маше на собеседовании, кто занимается оформлением витрин модных бутиков, какое отношение имеет цветовая палитра картин к интерьерным композициям и нашему материалу?
Всё просто: мы провели интервью с предметным стилистом. Оказывается, есть такая профессия, находящаяся на стыке сценографики, декора и стилизации. Для того чтобы узнать подробности и специфику столь необычного творческого процесса, мы встретились с талантливой и успевшей зарекомендовать себя в области предметного стайлинга Дашей Соболевой, чьи работы отличаются безупречным вкусом, яркостью и интересной подачей. Даша сотрудничает с известными компаниями, крупными российскими торговыми представителями и дизайнерами интерьеров – подготавливает пространство к фотосессии для дальнейшей публикации в печатных изданиях.
Даша, нам просто не терпится узнать, кто же такой предметный стилист?
Есть несколько определений профессии: сет-дизайнер работает над съёмками с людьми. Это декорации к fashion-съёмкам и рекламные кампании брендов одежды. Предметный или интерьерный стилист – это стилист пространств.
В какой-то момент меня заметил стилист Harper’s Bazaar и предложил сделать декорации для съёмок.
Как ты попала в профессию?
У меня классическое художественное образование, станковый живописец, училась в Московском академическом училище памяти 1905 года. Поступала на сценографию, но попала на живопись. Случайно во время учебы мои знакомые предложили оформить витрину магазина. Мне этот опыт понравился. Потом был ЦУМ, креативный департамент и разные концепт-сторы. В общей сложности 6 лет я занималась оформлением витрин в фэшн-ритейле. В какой-то момент меня заметил стилист Harper’s Bazaar и предложил сделать декорации для съёмок. Мне показалось это интересным и логичным – делать не только витрины, но и декорации для съёмок в глянец. А моя первая предметная съёмка была в Seasons, вы, наверное, знаете такой проект 😉
На собеседовании мне предложили к новогодней витрине слепить огромную голову кролика из папье-маше.
Расскажи о своем первом погружении в эту сферу.
Как-то раз я увидела, что ЦУМ ищет декоратора. Профессионального портфолио у меня ещё не было, и я отправила им свои студенческие работы. На собеседовании мне предложили к новогодней витрине слепить огромную голову кролика из папье-маше – это заняло 2 недели, и меня взяли! У ЦУМа есть 2 склада декораций, и помню, как я первый раз попала на этот склад: я почувствовала себя в волшебной стране, все эти баночки, драпировки, фигурки и скульптуры на гигантской площади – невообразимое богатство!
А какие потом были знаковые лично для тебя проекты?
О! Однажды я делала оформление для бутика в Питере, тема затрагивала искусство и его взаимодействие с модой и современностью. Мы делали классическую неаполитанку, точнее только бюст, это была фигура высотой 1 м 60 см, с ожерельем из рамок и современными объектами внутри.
Также запомнилась витрина в Москве «Кузнецкий мост, 20». Канун Нового года, тема – замёрзший океан. Можно было увидеть огромный скелет рыбы, кораллы, – было здорово, потому что это был совершенно неожиданный ход в новогодний период – без ёлок, снега и привычных декораций. Сам магазин соответствовал такому решению своим необычным отношением к моде.
Кажется, сравнительно недавно витрины магазинов стали интересными, запоминающимися? Раньше, проходя мимо, не возникало желания остановиться и начать разглядывать, что за мир за стеклом.
Когда я только пришла в эту сферу, как такового оформления витрин и не было. Важно было просто продать товар, не стояла задача красиво позиционировать свой бренд. Потом такие титаны, как ЦУМ и Боско, стали уделять значительное внимание оформлению, ну и мировые бренды, например, такие как Chanel, конечно, занимались стильной подачей своей коллекции в России. И то лишь потому, что у мировых брендов это политика партии, причем независимо от страны, и они дублируют оформление везде, в каждой стране мира.
37 оттенков бежевого нужно, конечно, разбавить яркими акцентами.
Перейдём к интерьерам. Как всё происходит?
Для подготовки объекта к съёмке я заранее запрашиваю его фото, чтобы понять стилистику и решить, участвую я в работе или нет. Потом выезжаю на объект и смотрю объём, планировку, какие-то детали и обсуждаю с дизайнером, что именно нужно сделать, какая задача съёмки
За 3-4 дня подбираю декор, иногда это даже мебель, практически всегда живопись или фотография, ковры.
Бывает, что на объекте уже есть какой-то декор или живопись, и для жизни это прекрасно, а для съёмки не подходит. Например, монохромный интерьер очень комфортен для жизни, но в кадре смотрится скучно. 37 оттенков бежевого нужно, конечно, разбавить яркими акцентами.
За день до съёмки мы привозим декор на объект, всё распаковываем и расставляем, подбираем живопись, – я стараюсь привозить несколько вариантов, чтобы на месте найти идеальную композицию.
99% работы происходит именно с кадром, интерьерная съёмка на самом деле ничего общего с жизнью не имеет – это история про идеальную композицию.
Ну а в день “Х” мы с фотографом выстраиваем каждый кадр. Стилистика интерьера для съёмки – это не про “красиво расставить предметы и убрать беспорядок”, это, прежде всего, работа с кадром. Все элементы, включая мебель и весь декор, двигаются. Для общих планов пространство расчищается, для близких кадров, наоборот, добавляем много деталей.
И бывает, что много раз приходится собирать и разбирать декор. 99% работы происходит именно с кадром, интерьерная съёмка на самом деле ничего общего с жизнью не имеет – это история про идеальную композицию. Интерьерные фотографы знают, как красиво повернуть стул или какую-нибудь ножку кресла, чтобы в кадре это смотрелось круто и гармонично.
Зачем вообще фотографировать готовый интерьер? Ведь есть визуализации, которые почти все дизайнеры предоставляют заказчику.
Ну, прежде всего, это, конечно, публикации. Если же это не публикуется, то идет в портфолио. Размещения на сайте рендеров проекта не всегда достаточно, нужно показывать реализованные проекты. Это важно для того, чтобы показать, насколько дизайнер состоялся как специалист, продемонстрировать результат своей работы. Умеешь ли довести проект до качественной реализации. Об этом скажет только финальная съёмка, а не визуализация идей.
Сейчас вообще время стилистов, все смотрят картинки, и они запоминаются, только если там есть что-то непохожее, сумасшедшее, что-то, что цепляет.
Какие съёмки были самыми необычными?
Это моя стилистика с фруктами: мы их красили и резали, и это было про юмор.
У нас, к сожалению, мало кто готов к необычным решениям, но мне бы очень хотелось больше ударяться в творчество, делать интересные вещи. Сейчас вообще время стилистов, все смотрят картинки, и они запоминаются, только если там есть что-то непохожее, сумасшедшее, что-то, что цепляет.
Сочетать предметы так, чтобы они, как гости за одним столом, вели интересную беседу.
Расскажи теперь, на кого смотришь ты? Чьи работы тебя цепляют?
Джонатан Адлер нравится за его иронию, Эшли Хикс – за безумно эклектичные сочетания, а Индиа Модави – за приёмы с наслоениями стилистики.
Профессионализм дизайнера как раз и заключается в том, чтобы найти неповторимое сочетание из совершенно разных стилей и предметов абсолютно разных авторов. Сочетать предметы так, чтобы они, как гости за одним столом, вели интересную беседу.
Как подготовить интерьер к съёмке. Топ лайфхаков для дизайнеров от предметного стилиста Даши Соболевой
Никогда не включайте свет в интерьере в процессе съёмки.
Обязательно за день до съёмки посетите объект и проверьте, всё ли в порядке. Нужна ли уборка, дополнительный декор и т.д.
Обязательно добавляйте контрастный цвет.
В классические и спокойные интерьеры не бойтесь добавлять современную и даже абстрактную живопись. Работайте на контрасте стилей.
Обязательно смотрите не только в пространство, но и в кадр, который у вас получается. Работайте, прежде всего, с кадром.
Чтобы кровати не смотрелись слишком громоздко, добавляйте деталей. Подушки, пледы и многослойность – ваши друзья.
Не бойтесь двигать мебель. Всё ради композиции в кадре.
Обязательный набор в сумочке сет-дизайнера
Булавки, чтобы подколоть текстиль.
Ролик для бархата, чтобы направить ворс в нужную сторону.
Липучки для картин фирмы “Command”.