В зале «Манеж» декораций нет. Только провода от опущенных светильников, как заросли, путаются под ногами. Столы и стулья, сколоченные наспех. Светлые стены и пол, закрытые белыми листами, уже заляпанными краской, – будто бы до этого здесь рисовали картины и перед началом не успели убрать. Это все не случайно и напоминает нам, что «Лаборатория Дмитрия Крымова» начиналась с курса художников в ГИТИСе, а его спектакли называют «театром художника».
Известный адвокат Маргаритов, став жертвой обмана, теряет все своё имущество. Жена умирает от горя, оставляя на него маленькую дочь Людмилу. Только забота о ней удерживает его от самоубийства. Спустя время уже подросшая Людмила Герасимовна, засидевшаяся «в девках» и потерявшая всякую надежду на замужество, влюбляется в игрока и повесу Николая. Ради своей любви она готова пожертвовать всем, даже благополучием своей семьи.
В основу спектакля легла пьеса Островского «Поздняя любовь», а «О-й» – это сокращение от фамилии автора. Он написал пьесу во второй половине 19 века и показал в ней жизнь русской провинции. Режиссер Дмитрий Крымов очень бережно работал с текстом, не поменяв там ни слова. При этом спектакль получился в жанре трагикомедии. В своих работах он всегда совмещает живопись и трагедию. Визуальный эффект для него не менее важен, чем вербальный.
“Я не умею жить для себя, в том и счастье – жить для других”
В прошлом году спектакль был отмечен «Золотой маской» в категории «Лучший спектакль малой формы», а приз за лучшую женскую роль унесла домой исполнительница Людмилы – Мария Смольникова. В «Поздней любви» она показывает девушку-катастрофу, неказистую и неуклюжую. Она ходит с брежневскими бровями, с широкой русской косой и в бесформенных платьях. Но характер ее – с сильным стержнем внутри. Для неё Николай (Александр Кузнецов) – это та самая поздняя любовь, которая осознана и сильна. Ради своего безответного чувства она готова пожертвовать отцом, лишь бы спасти любимого от долгов. А Николай этот поступок принять и понять не может. Он знает, что не изменится, и только дальше будет усложнять жизнь ей. Он с воспаленными глазами вампира уже мертв духовно; проигравшись, он выбрал один путь – пуля в висок. “Как хочется жить – так нельзя, а как можно – не хочется”, – его слова. И все, что происходит вокруг него, лишь возня, – для себя он уже все решил.
Вдова Лебедкина (Константин Муханов) не перед чем не остановится ради выгоды. Она и дерётся как мужчина, и если надо, то и лампочку об голову разобьёт. Это не женщина – это мужик в юбке. Деятельная дама, не привыкшая проигрывать и, самое главное, платить по счетам. Для неё Николай – даже не потенциальный любовник, она не будет снисходить до этого. Он – ее “руки” для соблазнения Людмилы. Да и Николай, в отличие от пьесы, не увлёкся Лебедкиной, а только притворялся, что поможет ей. Он с самого начала понимает, к чему приведет эта связь. Мать Николая, хозяйка дома, где живет Маргаритов, Фелицата Антоновна (Евгений Старцев) – тучная женщина с пучком на голове и подбитой губой. Вся жизнь у неё на кухне, все время там что-то шипит. При этом у нее хватает времени на футбол с другим сыном, а на Николая – нет.
“Что вы сразу не сказали, что шутка? Я бы посмеялась”
Здесь мужчины как женщины, а женщины – мужчины. Не случайно все женские роли, кроме Людмилы, отданы представителям сильного пола, а роль Маргаритова играет хрупкая Алина Ходжеванова. Женщины в этом мире сильные и властные, а мужчины – слабые. Все натуралистично, низменные потребности выставлены наружу: чтоб показать отсутствие денег, раздевается буквально догола, а нужду справляют за углом.
Мы увидели современного Островского и Николая и Людмилу в новом прочтении. Конец отличается от первоисточника, и режиссёр пошёл на это осознанно. «О-й. Поздняя любовь», несмотря на весь драматизм финала, один из самых веселых в Москве. Это трагикомедия, где каждая следующая сцена будет непредсказуема, а в финале вас ждёт даже общий танец всех персонажей. Крымов стремился приблизить Островского к сегодняшнему дню, чтобы не осталось никакого нафталина. Если вы готовы к новому старому прочтению классики, то спешите в Школу драматического искусства – это заслуживает того.
Фото: sdart.ru