Ваше сообщение успешно отправлено!

Итоги премии “Золотая маска”

Традиционно весной одна из главных театральных премий России «Золотая Маска» подвела свои итоги и раздала награды. Ежегодно эксперты “Маски” ездят по разным уголкам России и отбирают все лучшие премьеры прошлого сезона, которые потом показывают в столице. Театральный марафон начинается в середине февраля и заканчивается в апреле торжественной церемонией.

«Золотая Маска», российский театральный фестиваль, был учрежден в 1993 году. Ежегодно после смотра всех спектаклей экспертное жюри составляет longlist, из которого спектакли уже попадают в номинации во всех видах театрального искусства – от мюзикла до балета. И, как бы скептики ни относились к премиям и ни пытались ее критиковать, получить “Золотую маску” считается почетно.

Раздача “Масок” обычно начинается с музыкального театра, а на финал оставляет самые “горячие” номинации в драм-театре. Изначально в кулуарах ходили слухи, что все основные награды в категории “Мюзикл-оперетта” между собой поровну поделят “Преступление и наказание” (Театр Мюзикла, Москва) Андрея Кончаловского и “Биндюжник и король” Романа Феодори. Но мюзикл по роману Достоевского отметился наградой “Лучшая женская роль”, которую забрала Мария Биорк, “Работа композитора” – Эдуард Артемьев. “Лучший актер” – Виктор Кривонос “Белый. Петербург” из ТеатраМузыкальной комедии (Санкт-Петербург). Лучшим же “мюзиклом-опереттой” стал «Биндюжник и Король» (Театр Юного Зрителя, Красноярск), а Роман Феодори стал лауреатом и в категории “Лучшая работа режиссера”.


Лучший мюзикл-оперетта/спектакль, Лучшая работа режиссера

 «Биндюжник и Король»

Музыкальную комедию поставили на музыку Александра Журбина и по мотивам  “Одесских рассказов” Исаака Бабеля. Спектакль о непростых взаимоотношениях отца и сына, биндюжника Менделя и “Короля” Бени Крика, на фоне дореволюционной Одессы жюри настолько высоко оценили, что были готовы номинировать его в “Драму”, но эксперты музыкального театра не отдали спектакль из своей категории. Стилистически “Биндюжник и король” похож на произведения Роберта Уилсона. Все, кто знаком с его фирменным почерком, не смогли не заметить знакомых приемов игры со светом и тенью. Именно в этой  номинации Боб Уилсон победил и в этот раз, не получив награду как “Режиссер оперы” за спектакль “Травиата” (Театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь), – ему досталась награда в номинации “Лучшая работа художника по свету”. В этом же спектакле лучшим дирижером стал эксцентричный Теодор Куентзис, который многим запомнился своим эпатажным имиджем и ночными концертами в Москве.


Лучший спектакль в категории «Балет»

 «Ромео и Джульетта»

Лучшим спектаклем в категории “Балет” стал “Ромео и Джульетта” (Театр оперы и балета, Екатеринбург), обойдя Большой и Мариинский театр. Последний же, упустив награду за лучший спектакль, компенсировал это победой в номинации “Работа балетмейстера-хореографа”. Антон Пимонов превратился из танцора Мариинского театра в хореографа, и его “Скрипичный концерт №2” отметился еще и в категории “Лучшая женская роль”, а утонченная Виктория Терешкина вернулась в Петербург с заслуженной наградой.


Лучшая работа режиссера

«Гроза»

Но настоящая борьба развернулась в категории “Драма”. В номинации “Лучшая работа режиссера” список с фамилиями был более двадцати пяти человек, среди которых – Лев Додин, Генриетта Яновская, Миндагаус Карбаускис и Сергей Женовач. Но обошел всех Андрей Могучий, второй год подряд забирающий домой “Золотую маску”. Его “Гроза”, показывающая архаичную Русь, отличается от предшественников. Небесной красоты занавес, напоминающий палехскую роспись, скрывает за собой абсолютно черную сцену, которую освещают вспышки молний. Люди в городе Калинове облачены в черные костюмы и выезжают на авансцену на специальных платформах, как кукольные фигурки. Разговаривают там все при помощи речитатива и частушек, на особый распевный манер. Лишними в этом мире оказались Катерина, одетая в алое платье, и Борис, исполняющий свой текст при помощи “оперных арий”.


Лучшая мужская роль

 Данила Козловский, «Гамлет»

Разговор о “Гамлете” (Малый драматический театр – театр Европы, Санкт-Петербург) начался задолго до его показа в столице. Космические цены (даже по московским меркам) взволновали общественность настолько, что все больше говорили о цене билета и даже возможности за эти деньги попасть на Камбербэтча в Лондоне, чем о художественной составляющей спектакля. Вопреки прогнозам, что в зале будут в основном олигархи, показы получились «представлением для своих», где можно было увидеть всех деятелей культуры. И, несмотря на то, что в номинациях были и Ксения Раппопорт, и сам Лев Додин как “Лучший режиссер”, премию получил лишь Данила Козловский в категории “Лучшая мужская роль”.


«Русский Роман»

 Лучший спектакль/драма большой формы, лучшая драма/работа драматурга, драма/женская роль

Спектакли в категории “Драма” делятся на два типа – малой и большой формы, и  разница заключается лишь в размере зала, в котором он идет. В малой форме победил спектакль Юрия Погребничко “МАГАДАН/КАБАРЕ” в театре “Около дома Станиславского”, Москва, обойдя постановку Тимофея Кулябина “Три сестры” (театр “Красный факел”,Новосибирск), который, судя по отзывам, был наиболее вероятным кандидатом на победу.

Но главным лауреатом вечера стал спектакль “Русский роман” московского театра им. Маяковского. Помимо категории “Лучший спектакль” приз за лучшую женскую роль получила Евгения Симонова. Пьеса Марюса Ивашкявичюса победила и в новой номинации “Работа драматурга”. Спектакль рассказывает о событиях из личной жизни Льва Толстого, где в центре событий – жена писателя Софья Андреевна. Она пытается отвоевать у толстовских персонажей место в судьбе мужа и понять, чья история первична – её или его литературных героев.

“Русский роман” уже вызвал множество споров и вопросов о том, насколько именно этот спектакль заслужил право считаться лучшим среди таких соперников, но “Золотая маска 2017” – это уже история, и самое время задуматься о том, кто будет в числе номинантов в следующем сезоне.

Фото: Дмитрий Дубинский | mdt-dodin.ru | bdt.spb.ru | mayakovsky.ru | Михаил Маклаков | Татьяна Андреева

Культурный обозреватель, архитектор и театровед. Рассказывает о наиболее актуальных событиях Москвы и не только.


Еще статьи этого автора

Театр
«В каждом перформансе мы будем апеллировать к какому-то древнему обряду гадания»
Художник и режиссер Этель Иошпа о театральной программе «Архстояния-2023»
Театр
5 спектаклей про отношения между мужчиной и женщиной
К чему готовиться, если вы пока не сказали «да»