Существует мнение, что за каждым успешным мужчиной стоит сильная женщина. Мы решили пойти дальше, размышляя на эту тему, и пришли к выводу, что существует неоспоримый факт: за каждым удивительным произведением русских поэтов стоит невероятная, чарующая и вдохновляющая женщина. Рассказать обо всех представительницах прекрасного пола, благодаря которым были созданы значимые для русской литературы стихи, наверное, невозможно. Поэтому мы решили рассказать о пяти самых неоднозначных музах двадцатого века.
Айседора Дункан
Вы когда-нибудь представляли себе, как умеет любить хулиган? А вот Айседора Дункан знала не понаслышке. Талантливейшая балерина с невероятно тяжелой судьбой и темпераментный поэт-забияка Сергей Есенин познакомились благодаря художнику Жоржу Якулову и с первой же встречи вели себя так, будто знали друг друга всю жизнь. Преградой этой связи не стали ни огромная разница в возрасте (танцовщица была на 18 лет старше поэта), ни языковой барьер, ни совершенно разные взгляды на жизнь: Айседора была убежденной феминисткой и только рассмеялась в лицо гадалке, которая предсказала ей свадьбу в чужой стране. А свадьба все же состоялась, ведь Есенин находил в «своей Изадоре» нежность, грацию и вдохновение, был сражен ее талантом и даже на время «позабыл кабаки». Новоиспеченные супруги даже отправились вместе на гастроли Айседоры, но в Европе Есенина в силу возраста воспринимали как дополнение к звезде балета, а он чувствовал себя некомфортно в лучах ее славы. Из-за неестественного для поэта окружения и непривычной жизни Есенин вернулся к алкоголю, а вместе с кабаками вспомнилось и чувство ревности, и рукоприкладство. К несчастью, именно то, что свело их вместе – творчество, эмоциональность, эксцентричность – привело их союз к неминуемому краху. Но, несмотря на грустный конец, их отношения подарили нам такие пронзительные и глубокие стихи:
Не гляди на ее запястья И с плечей ее льющийся шелк. Я искал в этой женщине счастья, А нечаянно гибель нашел. Я не знал, что любовь - зараза, Я не знал, что любовь - чума. Подошла и прищуренным глазом Хулигана свела с ума. «Пой же, пой! На проклятой гитаре...»1922 г.
Любовь Менделеева
Дочь одного из самых выдающихся ученых Дмитрия Менделеева была далеко не однозначным персонажем в истории Серебряного Века русской поэзии. О девушке, которую обожествлял в своих стихах Александр Блок, Анна Ахматова писала: “Она была похожа на бегемота, поднявшегося на задние лапы… Внутренне же она была неприятная, недоброжелательная, точно сломанная чем-то… Но он (Блок) всегда, всю жизнь видел в ней ту девушку, в которую когда-то влюбился… И любил ее…” Они были знакомы еще с детства, но после долгих перерывов в общении судьба будто бы сталкивала их на улицах Петербурга. Увлеченный мистицизмом и символизмом поэт видел знаки судьбы в случайных встречах с Любой Менделеевой и решил жениться на ней буквально после пары встреч. В ночь, когда Александр Блок сделал предложение своей возлюбленной, в его кармане была заготовлена прощальная записка, которая начинается с «В моей смерти прошу никого не винить…», но, к счастью, Люба дала свое согласие на брак. Блок воспевал свою жену в стихотворениях как «Деву радужных ворот», как символист, он находил в ней путь к Мировой Душе.
Не призывай. И без призыва Приду во храм. Склонюсь главою молчаливо К твоим ногам. И буду слушать приказанья И робко ждать. Ловить мгновенные свиданья И вновь желать. Твоих страстей повержен силой, Под игом слаб. Порой — слуга; порою — милый; И вечно — раб. А.Блок SERVUS – REGINAE 1899 г.
Такая роль тяготила ее саму, ей были чужды подобные сравнения и восхваления, особенно когда они препятствовали ее женскому счастью. Блок боялся разрушить образ чистой и божественной девы, поэтому заводил романы с другими женщинами, в то время как его жена оставалась девственницей. Поэт считал, что физическая близость может помешать их духовному росту, взаимопониманию и совместной жизни. В этот момент близкий друг поэта Андрей Белый, вдохновленный циклом стихов Блока о Прекрасной Деве, начал влюбляться в ее земной прототип – Любовь Дмитриевну. Андрей Белый так же, как и Блок, видел чарующую красоту Любови, но испытывал к ней более земные чувства и мечтал создать с ней семью, о чем поведал ей в письме. Девушка не стала утаивать от мужа это признание, равно как и то, что готова ответить Андрею взаимностью, но не хочет разводиться. Более трех лет оба поэта присутствовали в жизни своей музы, изводили ее своей странной любовью, а несчастная девушка никак не могла определиться. Она металась от одного к другому и никак не могла принять твердого решения. Вся эта ситуация вдохновила Блока на создание пьесы «Балаганчик», вызвавшей бурную реакцию деятелей искусства того времени и обиду Андрея Белого, которая вылилась в стихотворение, адресованное Блоку:
Тебе ль ничего я не значу? И мне ль ты противник и враг? Ты видишь – зову я и плачу, Ты видишь – я беден и наг! Но, милый, не верю в потерю: Не гаснет бескрайняя высь. Молчанью не верю, не верю. Не верю – и жду: отзовись. Андрей Белый. А. А. БЛОКУ 1906г
Лиля Брик
Подобный любовный треугольник еще не раз появится в творческих кругах Серебряного Века, и одной из вершин такого треугольника станет загадочная Лиля Брик. Девушка, у чьей «любви нельзя было и плачем вымолить отдых», сводила мужчин с ума своим невероятным обоянием и харизмой, хотя и не славилась красотой. Не устоял и один из самых выдающихся советских поэтов и деятелей искусства – Владимир Маяковский.
К несчастью поэта, однако, к счастью поклонников его творчества, на момент знакомства с Маяковским Лиля была замужем за Осипом Бриком, литературоведом и впоследствии издателем поэм «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах». Любовь, на которую закрывал глаза муж Лилички Ося, была сумасшедшей, изнуряющей, но вдохновляющей. Маяковский и Брики несколько лет жили одной семьей, вместе проводили время, творили и очень талантливо страдали, что отразилось во множестве строк Маяковского, наполненных болью, мучениями и поклонением Лиле. Возлюбленная поэта славилась своим гостеприимством и созданием самого успешного литературно-художественного салона, ее жизнь была переплетена со многими деятелями искусства, а имя фигурировало в произведениях самых известных футуристов. Образу Лили Брик придает невероятную загадочность ее связь с секретными службами – ни для кого из окружения Бриков не было секретом, что Осип работает в ЧК, а Борис Пастернак в своих воспоминаниях подчеркивал: «квартира Бриков была, в сущности, отделением московской милиции». Конечно, этот факт не смущал абсолютно просоветского поэта Владимира Маяковского, который после революции безоговорочно принял новую власть и прославлял ее в своих стихах и поэмах. Но если пропагандистские произведения поэта стали менее актуальны с ходом истории, то его строки о страстной любви невероятной силы вызывают самые яркие чувства и эмоции и у новых поколений читателей. За что, конечно, стоит благодарить «измучившую поэта», невероятную и загадочную Лилю Брик, о которой Маяковский отчаянно писал стихотворение за стихотворением:
«Не смоют любовь ни ссоры, ни вёрсты. Продумана, выверена, проверена. Подъемля торжественно стих строкопёрстый, клянусь — люблю неизменно и верно!» В.Маяковский «Люблю» 1922г.
Марина Басманова
Никогда и никому не посвящали столько стихов, сколько посвятил Иосиф Бродский художнице Марине Басмановой. Буквы М.Б. над его стихами появлялись до самого конца его жизни: и в светлые для поэта периоды, и в ссылках, и в эмиграции он не забывал свою первую и самую странную любовь. До сих пор Марина ведет затворнический образ жизни в Петербурге, в сети сложно найти ее фотографии, и она никогда не делилась с журналистами воспоминаниями об Иосифе. Современники описывали музу поэта как удивительную, кроткую натуру: за целый вечер в кругу друзей она могла не проронить ни слова, чем, наверное, прекрасно дополняла красноречивого, яркого и общительного Бродского, а также все подчеркивали ее невероятную красоту и какой-то особый огонек в глазах. Видимо, этот огонек и вдохновлял поэта на сумасшедшие поступки, такие как приезд из Москвы, в которой он скрывался от преследования со стороны государства, в опасный для него Петербург после известия о том, что Марина сошлась с его другом Бобышевым. Этим порывом Бродский спровоцировал свой арест, пребывание в психлечебнице, суд и ссылку, но, по его словам, это все было неважно по сравнению с тем, что случилось в его отношениях с Мариной. Несмотря на все размолвки, муза продолжала навещать поэта и в изгнании, и Бродский был готов простить все своей возлюбленной и быть с ней до конца жизни. До последнего момента Бродский был уверен, что в Америку они уедут вместе, но, родив поэту сына, Басманова решила воспитывать его одна и разорвать отношения с Иосифом. Из Америки Бродский много писал Марине, посылал подарки и продолжал посвящать ей стихи. Последнее стихотворение с инициалами М.Б. было написано спустя 17 лет после их последней встречи:
Не пойми меня дурно. С твоим голосом, телом, именем Ничего уже больше не связано; никто их не уничтожил, Но забыть одну жизнь - человеку нужна, как минимум, Еще одна жизнь. И я эту долю прожил". И.Бродский «Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером...» 1989г.
Марина Влади
О любви французско-русской актрисы Марины Влади и любимца публики поэта и барда Владимира Высоцкого знали все – и в Советском Союзе, и во Франции, от простых поклонников творчества этой пары до самого Брежнего. Вся история актрисы и поэта была борьбой – борьбой с железным занавесом, расстоянием, другими претендентами на их сердца, пристрастием Высоцкого к алкоголю. На момент встречи Марина уже была успешной актрисой, получившей престижную награду на Каннском фестивале, исполнительницей главных ролей в нашумевших фильмах, а Владимир тогда жил исключительно на зарплату от театра на Таганке, а его творчество воспринималось в штыки Советской властью. Конечно, великий бард комплексовал из-за такого положения дел, а Марину отношения с ним привели к многочисленным не сложившимся проектам, от которых она отказывалась, потому что 12 лет провела в пути между Парижем и Москвой. Высоцкого знали все телефонистки, потому что он обрывал провода в попытках дозвониться до своей возлюбленной, один из этих эпизодов был даже запечатлен в его стихотворении:
Для меня эта ночь - вне закона, Я пишу - по ночам больше тем. Я хватаюсь за диск телефона, Набираю вечное ноль семь. "Девушка, здравствуйте! Как вас звать?" - "Тома". "Семьдесят вторая! Жду дыханье затая... Быть не может, повторите, я уверен - дома!.. Вот уже ответили. Ну, здравствуй, это я!..." В. Высоцкий «Ноль семь» 1980 г.
А письма он писал своей теще Милице Евгеньевне, которая, в отличие от Марины, бегло читала по-русски и переводила все своей дочери.
Чудом было уже то, что паре разрешили пожениться в 1970 году, когда Высоцкому даже не давали визу, чтобы он мог съездить в гости к своей жене. Разлука выматывала их обоих: чтобы заглушить страдания, Высоцкий пил и много писал о своей любви, Марина же по каждому звонку друзей поэта хватала своих троих детей и прилетала в Москву, чтобы вынуть Владимира из запоя, окружить его заботой и напомнить ему о том, что такое счастье. Ведь, по словам их друзей, когда они были вместе, Высоцкий становился другим человеком – веселым, деятельным, в нем пропадала его грозность, но оставалась мужская сила, в которую и была влюблена актриса. Марина часто сравнивала своего русского мужа со своим отцом, с которым у них были особые и очень нежные отношения. После кончины Владимира Высоцкого Марина написала о нем великолепную книгу: “Владимир, или прерванный полет…», в которой подробно описана их удивительная любовь и все горести, которые пара переживала вместе. В ней она, конечно, лукавит, говоря о том, что никогда не помогала Высоцкому писать. Именно благодаря Марине Влади появилось невероятное множество чувственных и нежных стихов, совершенно не свойственных Высоцкому, каким мы его знаем по его бессмертным песням.
“Мне меньше полувека - сорок с лишним, Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним. Мне есть что спеть, представ перед всевышним, Мне есть чем оправдаться перед ним.» В.Высоцкий «И снизу лед, и сверху. Маюсь между…» 1980г.
Наверное, действительно глубокие и волнующие строки не могут прийти в голову человеку, который не испытал сильных душевных переживаний. И на примере всего нескольких выдающихся поэтов двадцатого века мы можем увидеть, что трогающие за живое стихи связаны с удивительными, полными страсти любовными историями – историями сложных отношений между поэтами и их музами. А нам остается лишь вдохновляться великолепными произведениями, и помнить о том, что творчество лечит даже самые глубокие душевные раны.