Развитие любой профессиональной индустрии формируют лидеры рынка, и свадебная отрасль – не исключение. Мы открываем цикл интервью с ведущими представителями российской свадебной сферы интересной беседой с Ольгой Белецкой, основателем и руководителем Flowerbazar Studio и образовательного проекта для флористов и декораторов Moscow Flower School, который был признан лучшим для профессионалов в России на премии Wedding Awards 2016. Мастерская Flowerbazar также становилась победителем Wedding Awards в категории “Лучший свадебный флорист” в 2015 году и входит в список декораторов Top15Moscow.
Мы с Олей познакомились в процессе работы над совместными свадьбами в 2015 году, и с тех пор команда Flowerbazar и подход Ольги к ведению бизнеса остаются для меня эталоном в нашей сфере в России. Оля пригласила меня в новую студию школы MFS, где мы за чаем побеседовали о работе, личной мотивации и, конечно же, свадьбах!
Оля, ты руководишь не только ведущей мастерской декора и флористики, но и одним из лучших образовательных проектов в этой области! Какие, по твоему мнению, существуют основные «проблемные зоны» в этой области в России?
– Если оценивать рынок в целом, то мне кажется, что все развивается в очень хорошем темпе. Сейчас самое главное – брать и делать. Главное, чтобы был спрос, а дальше – это уже дело техники. Самое сложное – стать первопроходцем в спросе. Сейчас есть компании, работающие в разных стилистиках, есть и разбросы по бюджетам. В принципе, сейчас можно задекорировать свадьбу с любым бюджетом и сделать это очень прилично.
Единственная глобальная проблема, которую я вижу, касается площадок в Москве. Большинство из них просто не приспособлены под свадебные мероприятия. Хороших банкетных площадок очень мало, и большинство из них очень дорогие.
Часто невесты опасаются обращаться к известным декораторам, ожидая, что они работают только с очень большими бюджетами. Это так?
– Это заблуждение, что в маленькой компании будет стоить дешевле, чем в крупной профессиональной. Крупные компании всегда смогут сделать небольшой проект дешевле, чем начинающий декоратор.
Но тема бюджета – это, прежде всего, вопрос зрелости рынка. Когда-то нашим людям было сложно представить, что можно есть каждый день в ресторане, а еда вне дома – это норма. Это вопрос качественной услуги и готовности клиента. Мне действительно непонятно, как можно доверить свою свадьбу декоратору, у которого нет проектов.
HR-эксперты часто советуют менять работу каждые три года. У тебя, как у собственника бизнеса, нет такой возможности. Как ты решаешь для себя вопрос мотивации?
– При таком росте, который сейчас есть у нашей компании, речь о выгорании даже не может идти, потому что у нас постоянно меняется стратегия, и каждый год – это бурный рост. У меня другая проблема – мне хочется стабильности, немного остановиться.
Моя личная мотивация – построить компанию, в которой бы работали мои внуки. Я хочу построить такую систему, которая будет работать и без меня. Может, без меня будет чуть хуже, но при этом она будет автономная. Вторая цель – менять мир, изменить его в лучшую сторону там, где ты можешь. У меня была мечта, чтобы у людей было право выбора красивых цветов, возможность радовать друг друга ими по поводу и без. Чтобы цветы были больше, чем подарок.
Какой проект стал для вас переломным? Таким, после которого ты поняла, что вы вошли в «высшую лигу» декораторов?
– Наверное, первым таким проектом стала свадьба вместе с Дарьей Бикбаевой в отеле Ritz. Это был настолько смелый проект, что мы сами до последнего сомневались, как это получится. Для нас это стало первым проектом, где бюджет был в четыре раза больше нашего уровня на тот момент, – сложный монтаж, много цветов и очень разные фактуры. После него о нас заговорили, все узнали, кто такие Flowerbazar и что мы можем.
Вторым таким проектом была наша первая свадьба за границей, в Испании. Это был очень непростой проект с точки зрения монтажа: мы делали трехмерную арку, сцену, часть декора мы везли из России, а подрядчики были местные. Но самое главное, что сам клиент хотел настолько высокий уровень оформления, что приходилось применять неординарные решения, включая детали сервировки и посуды, которые мы сами на тот момент как потребители в обычной жизни и не использовали. Если ты хочешь работать в люксовой отрасли, то надо разбираться в этой области и знать, что такое качество для конкретного клиента, иначе ты не понимаешь, что ты ему продаешь.
Фото: Марина Фадеева
Какие каналы продвижения – самые эффективные для декораторов и для вашей компании в частности?
– Все каналы, где есть визуальный ряд, начиная от «Одноклассников» и заканчивая Pinterest. Вас должно быть видно везде. Самый эффективный для нас – это, конечно, Instagram, но это не прямые продажи. Прямые продажи для нас – это агентства.
К нам в школу много людей приходит по поисковым запросам в интернете и, конечно, по рекомендациям. У школы имеется порядка 15 тысяч подписчиков в Instagram, и все они – очень качественные. В 90% случаев к нам приходят учиться ребята из регионов, которые ищут новые знания. Instagram нашей школы еще работает и как headhunter – мы размещаем публикации вакансии коллег, а наши подписчики – это как раз их потенциальные сотрудники.
Если бы твоя свадьба была сейчас, как бы ты ее оформила?
– Мы не можем отметить свадьбу уже пять лет! Наша дата свадьбы – 11 июня, и каждый год она занята клиентским мероприятием! Но я очень хочу ее однажды отметить. Оформление нашей свадьбы – это моя не реализованная мечта. Наша свадьба должна была быть на Куршской косе среди песчаных дюн, но из-за погодных условий ничего не свершилось: арку снес ураган.
Я бы хотела сделать инсталляцию где-нибудь в Крыму на месте фестиваля Казантип, который меня всегда вдохновлял своим духом свободы и видом пустыни с этими гигантскими конструкциями. Я бы оформила свою свадьбу в стиле фильма «Безумный Макс».
Но, если я и буду делать свадьбу в пустыне, для меня она все равно должна быть романтичной и перейти в семейный обед за длинными столами, где все общаются, и никто не развлекает гостей на сцене. Свадьба – это когда две семьи объединяются в формате торжественного ужина и просто общаются друг с другом.
Автор заглавной фотографии Артем Виндриевский
За фотографии к интервью, сделанные специально для журнала Porusski, благодарим Анастасию Черешневу