“Настя, здравствуйте, приходите на кастинг сериала “Деффчонки” на ТНТ.” Я такая: “Что? Вы номером не ошиблись? Вы точно той Насте звоните?” – “Да, Настя Денисова. Запишите адрес и приходите на кастинг…” Этот звонок раздался спустя пару лет после решения актрисы Анастасии Денисовой распрощаться с актерской профессией, переквалифицировавшись в секретаря.
Екатерина Строгова, Мария Сурова, Наргиз Абдуллаева, Екатерина Юдина, Константин Кожевников, Александр Топурия и Анастасия Денисова – артисты, играющие самих себя в спектакле Анастасии Патлай «Вне театра/ А что, если я не буду…». В кирпичных стенах ТЕАТРА.DOC они без декораций и костюмов рассказывают нам по очереди о тех трудностях и обстоятельствах, из-за которых им пришлось уйти из профессии. Один из них направляет софит света в сторону того, кто в данный момент рассказывает эпизод из свой жизни, остальные их внимательно слушают, смеются и сопереживают. Кажется, что это беседа давних знакомых или встреча выпускников, которые вечером собрались у кого-то в гостях и вспоминают, как у кого сложилась жизнь.
Театр, где не играют
Подвал жилого дома в Малом Казенном переулке. Небольшое помещение фойе, в котором толпятся зрители. Тут и гардероб, и автоматы с кофе, и вход в зрительный зал. ТЕАТР.DOC – это театр документальной драмы. Некоммерческий, негосударственный театр, образованный в 2002 году. Он действует без каких-либо дотаций, привлекающих для работы волонтеров, не получающих за это материальное вознаграждение. Это театр, где для постановки спектаклей используют реальные истории людей, их интервью и документальные материалы.
“Я стал готовиться: я стал творчески опаздывать на уроки”
Семь историй актерских судеб, которые пытались устроиться в жизни вне театра. Все их рассказы имеют общую нить повествования, начиная с момента, как они поступали в театральные вузы, как проходило их знакомство с будущей профессией. Так, например, Екатерина Строгова на экзамены пошла только ради того, чтобы проверить, не слабо ли? На момент поступления в училище она уже имела хорошо оплачиваемую работу, с которой не смогла расстаться и во время обучения, вызывая недовольство у педагогов. Наргиз Абдуллаева, родившаяся в Бекабаде, приехала в Ташкент поступать в Школу-студию театрального искусства, готовила монолог Нины Заречной из чеховской “Чайки” по пластинке, точно скопировав все интонации актрисы Татьяны Дорониной, за что и была отправлена перечитывать Чехова.
Работа в театре, съемки в фильмах – кто-то лишился этого из-за пьянства, кто-то – выйдя замуж и родив детей, а кому-то просто перестали поступать предложения. Но бывших артистов не бывает. Они все свои жизненные ситуации превращают в актерскую игру.
Рассказывая нам о своих обидах и неудачах, болезнях и проступках, они погружают нас в арт-терапию, происходит своеобразная реабилитация человека. Ведь для многих артистов уход из театра ведет к потере и себя как личности.
«Попадешь в официантки – все, пропала ты как актриса»
Спектакль показывает, прежде всего, как иллюзорна профессия артиста. Ежегодно тысячи абитуриентов штурмуют театральные вузы Москвы с конкурсом больше 200 человек на место, и только малой части удается покорить эту планку. И тем счастливчикам, которые прошли все жернова туров и конкурсов, спустя годы снова придется доказывать свою состоятельность. Четыре года обучения позади, училище окончено, диплом получен, а дальше – тишина. Телефон, вместо того чтобы разрываться от звонков и предложений, молчит. В репертуарные театры взяли лучших из лучших, да и то – еще как сказать. И начинается пустота невостребованности. Это хороший повод задуматься тем, кто считает, что слава и популярность “свалится” на вас, как только вы поступите в вуз. Актеров много, а востребованы единицы. И как не сломаться, выжить и найти свое место в профессии, в своих исповедях расскажут артисты спектакля «Вне театра/А что, если я не буду…»