“Коляда-театр” – это самобытная труппа из Екатеринбурга. Главным режиссером и идейным вдохновителем стал Николай Коляда. Открыв свой частный театр, он собрал с нуля труппу из людей, заинтересованных в творческом поиске новых форм и идей без какого-либо финансирования, существуя только за счет продажи билетов на спектакли и своих пьес. Он стал одним из самых популярных театров не только в Екатеринбурге, но и на всем Урале.
Суп-театр
По уже сложившейся традиции гастроли в Москве проходили в Театральном центре “На Страстном”. На протяжении почти трех недель “Коляда-театр” показывал практически весь свой репертуар, а это – больше двадцати названий. Спектакли шли каждый день сразу на двух сценах, занимая соседние “Боярские палаты”. Помимо основного репертуара днем проходили читки пьес уральских драматургов, а также «открывал свои двери» фирменный «Суп-театр», где гостей встречали в фойе и кормили обедом, который Николай Коляда варил в самом театре.
Сама идея сделать такой формат представления принадлежит театру из Швеции. Спектакли там идут в основном в обед и не больше часа, и у каждой постановки было свое заранее приготовленное блюдо, которое и подавали зрителям. Пока они ели, артисты показывали свое представление. Так и «Коляда-театр» воплотил эту идею уже у себя, только акцент сделали на русской кухне. В Екатеринбурге спектакль приняли «на ура». Да и на гастролях в Москве попасть на «Суп-театр» было уже практически невозможно.
Усадив всех «счастливчиков» в фойе, Николай Коляда, угощая своим фирменным борщом и яблочным компотом, общался со зрителями, а после артисты на сцене устроили новогодний капустник с Дедом Морозом и колядками.
“У меня любовь, как Волга, ей бы встретить океан”
Одна из премьер, которую увидели в Москве, стала «Весна советская». Такой жанр, как спектакль-концерт, для артистов драмтеатра – всегда испытание. Изначально в нем играли студенты театральных вузов, но потом ввелись и артисты труппы, включая Олега Ягодина, появившегося в паре номеров. Материал выбрали беспроигрышный – песни из советских оперетт и кинофильмов.
Артисты в роли бравых моряков в тельняшках и комсомолок в ситцевых платьях в цветочек на протяжении всего спектакля строили ручейки, танцевали вальс и воспевали Мичурина на фоне кадров советской кинохроники. В какой-то момент дирижировать всем происходящим пришел сам Владимир Ильич, будто сошедший с портрета, висевшего на сцене все это время. Сняв со стен все знамена, артисты объединились, как «пролетарии всех стран», чтобы исполнить “Плясовую” Дунаевского. Спектакль получился живой, задорный, местами наивный и пропитанный ностальгией.
“Нельзя запереть горящий дом на ключ в надежде забыть о пожаре”
Спектакль “Кошка на раскаленной крыше” зрители Театрального центра “На Страстном” увидели уже под конец гастролей. Эта не перваяпьеса Теннесси Уильямса, по которой поставил спектакль Николай Коляда. До этого был “Трамвай “Желание”, теперь настала и очередь “Кошки…”.
История о семье, которая собралась под одной крышей в день рождения большого Па (Сергей Колесов). Они становятся заложниками своих недомолвок и обид, прикрываясь ширмой счастливого семейства.
Вокруг – шарики и цветочки, китайские халаты и разноцветная ширма. Пространство сцены – это одновременно и комната, и столовая, и даже душевая. Постоянный хаос из детских воплей и криков, которые разносятся по комнате. Вечный карнавал, нет ни минуты покоя. За внешним показным благополучием скрывается множество “скелетов в шкафу”. Так, Брик (Олег Ягодин) потихоньку спивается от скуки и тоски, его жена Мегги (Василина Маковцева) из последних сил пытается завладеть вниманием мужа; его брат Гупер (Антон Макушин) вместе со своей лицемерной женой Мэй (Ириной Плесняевой) только и думают, как заполучить наследство большого Па, который болен раком. Большая Ма (Тамара Зимина) пытается восстановить покой в доме, но и она, нелюбимая собственным мужем, не в силах повлиять на домочадцев.
Обстановка здесь напоминает кривое зеркало, где все проносятся вихрем по дому, даже не в состоянии остановиться на мгновение и посмотреть, что вся эта иллюзия счастливого семейства, которую они сами и создали, трещит по швам. Только разворошив этот улей, у них появляется шанс на исцеление – если не физическое, то моральное. Поэтому Мегги и Брик в финале спектакля стоят под душем, смывая все свои обиды водой.
“Спектакли, состоящие из мусора и ненужных вещей” – как только не характеризовали “Коляда-театр”, часто обвиняя их в том, что слишком много “чернухи”, мата и обнаженных тел, тем самым создавая еще больший ажиотаж и интерес публики. А театр за это только и благодарен, наблюдая со сцены отсутствие свободных мест в зале.
“Коляда-театр” – это простодушный и эмоциональный театр, сочетающий в себе своеобразное прочтение материала и оригинальность. Они не боятся быть естественными, показывать жизнь такой, какая она есть, раскачивая чопорную публику, вытаскивая из нас самые неожиданные эмоции. Там не будет дорогой сценографии или костюмов. Но при этом мы видим живой театр, который стремится развиваться и экспериментировать.