Ваше сообщение успешно отправлено!

Театральный обзор: «Мой бедный Марат» в театральном центре «Вишневый сад»

«Мы – это те, кто уцелел?

Нет! Те, кто победил!»

Полупустая темная комната. С улицы раздаются равномерные удары метронома. На стенах – следы от висевших ранее фотографий. Из уцелевшей мебели – только дубовый сервант, а все остальное сожгли, чтобы согреть комнату. На металлической кровати, свернувшись калачиком, лежит укутанная девушка.

«Человек всегда должен жертвовать всем для другого»

Спектакль «Мой бедный Марат» в театральном центре «Вишневый сад» поставила режиссер В. Анненкова. Это история трех подростков, встретившихся в блокадном Ленинграде.

Весна 1942 года. Война только начинает набирать обороты. Уцелев после бомбежки, Лика осталась совсем одна в городе, в чужой квартире. В это же время домой возвращается Марат, только что потерявший сестру. Познакомившись с незваной гостьей, он понимает, что поодиночке они пропадут. Еще совсем детьми, которым только предстоит повзрослеть, они начинают преодолевать блокадные будни вместе. Есть он, она и война. Она – «тургеневская барышня», а он – немного самонадеянный врунишка. Но их незатейливый быт нарушает болезненный и слабый Леонидик, который случайно забрел к ним. Оставшись в одиночестве, он искал тепло, заботу и обрел все это у новых друзей. Так они и стали жить вместе, поддерживая друг друга, мечтая и влюбляясь.

И спустя годы, встретившись втроем вновь, они не забыли своих чувств и обещаний, данных весной 42-го года.

 

«Он весь на ладони. И как тебе там – удобно? Не дует»

А. Н. Арбузов написал свою пьесу в 1965 году. Она моментально стала популярной, так что география постановок распространилась далеко за пределы столицы, а роли трех подростков в разное время играли А. Збруев, А. Фрейндлих, А. Домогаров. В. Анненкова, взяв на роль Лики (А. Мазненкова), Марата (М. Маликов) и Леонидика (М. Дементьев) молодых артистов, точно не прогадала. Они вписались в спектакль достаточно органично. У них есть задор и стремления. Спектакль охватывает три временных промежутка. Встречаем мы наших героев подростками 16 и 18 лет. Второй раз – уже после победы, в 1946 году, при этом, играя даже повзрослевших героев, они выглядят убедительно. Они уже испытали первые разочарования и потери. И третий раз – одиннадцать лет спустя – уже сложившимися людьми, создавшими семьи. Но при этом они все такие же дети, которые будто пытаются задержать детство, которого они были лишены.

«Не бойся быть счастливым, мой бедный Марат, ты только не бойся»

Тема войны является сакральной для нашей страны, поэтому требования всегда высоки, будь то кинофильм, книга или театральная постановка. Спектакль на камерной сцене получился честный, правдивый и местами наивный. Сейчас многим, наверное, уже не понять той внутренней борьбы и поступков, которые совершали герои. Тогда не было понятия “я” – было понятие “мы”. Иначе было не выжить. Делились последним, помогали слабым. Даже ценой собственного счастья. Пережитые в военные годы события сформировали характеры героев, определив в дальнейшем путь их развития, и, несмотря на трагичность первого действия, во время войны они были более счастливы. Они хотели жить, у каждого были цели и мечты. Но, запутавшись в своих собственных отношениях, амбициях и жалости, самое главное они упустили. Лика “тянула” за собой более слабого мужа, превратившись из задорной девочки в уставшую от жизни женщину. А тот, кого она действительно любила, предпочел уйти “в тень” и пропасть на долгие годы. Слишком благородный, чтобы бороться за девушку с более слабым и морально, и физически соперником, и слишком гордый, чтобы потом не побояться быть “третьим лишним”. Слишком много противоречий, метаний и заблуждений.

Костюмы и сценография выполнены с такой скрупулезностью, что позволяют целиком погрузиться в ту эпоху. Музыка Д. Арбениной тому тоже способствуют. Единственное, что действительно удивляет, так это последняя сцена в белых рубашках. Она нарушает атмосферу того времени, выпадая из действия.

Спектакль будет интересен, прежде всего, тем, кто вырос и помнит старые советские фильмы, такие как “Варшавская мелодия”, “Балтийское небо” и др. Эта пьеса – на первый взгляд простая и без затей, но решает сложнейшие задачи, показывая борьбу за жизнь и счастье. Пройдя все ужасы войны и блокады, они смогли сохранить в себе лучшие человеческие качества и душевную силу. Беспроигрышную историю А. Н. Арбузова артисты и режиссер сделали честно и правдиво, без лишнего пафоса и героизма. Эта история – вне времени, она могла произойти с героями и тогда, и сегодня. И они так же продолжили бы искать себя и бороться за счастье.

Все фотографии предоставлены пресс-службой  театрального центра “Вишнёвый сад”, все фото, кроме заглавного: Михаил Белоцерковский

Культурный обозреватель, архитектор и театровед. Рассказывает о наиболее актуальных событиях Москвы и не только.


Еще статьи этого автора

Образ жизни
Вместо того, чтобы отдохнуть на море, люди приезжают работать!
О роли волонтёров в жизни фестиваля и почему они из года в год возвращаются
Театр
«В каждом перформансе мы будем апеллировать к какому-то древнему обряду гадания»
Художник и режиссер Этель Иошпа о театральной программе «Архстояния-2023»
Театр
5 спектаклей про отношения между мужчиной и женщиной
К чему готовиться, если вы пока не сказали «да»