Надежду Петровну Ламанову по праву можно назвать первой среди плеяды русских и советских модельеров. До 1917 года она одевала императрицу и привилегированных клиенток, а после революции стала у истоков советской моды.
Ее вклад в развитие дизайна и портновского искусства в России и Советском Союзе был огромный, если не самый значительный.
Надежда Петровна первая разделила понятия «портной» и «модельер», она чуть ли не единственная из всех художников-модельеров не покинула Россию после 1917 года. Ее талант дал возможность ей в 56 лет не сдаться и начать новую жизнь в послереволюционной стране, перейти от создания произведений портновского искусства к простой одежде для широких масс.
Родилась Надежда Петровна в 1861 году в семье обедневших дворян в Нижегородской губернии. Переехав в Москву в начале 1880-х, Надежда оканчивает курсы кройки и шитья у Суворовой Ольги, а позже становится закройщицей в модном доме мадам Войткевич в Петербурге. Клиентки ателье быстро оценили вкус молодой мастерицы. Накопив достаточно средств, Надежда Петровна в 1885 году возвращается в Москву и становится хозяйкой собственного ателье, расположенного на Дмитровке.
Талантливый художник-модельер, находчивый предприниматель и очень смелый человек благодаря своему высокому профессионализму за короткое время завоевывает признание заказчиков, приобретает большую популярность как среди российской аристократии и прогрессивной интеллигенции, так и в театральных кругах. В конце 90-х годов Надежда Петровна знакомится с Андреем Каютовым, своим будущим мужем, начинающим юристом. Они оба вскоре станут успешными и состоятельными. Детей в браке у них не было, но для многочисленных своих учениц и родных сестер она станет “мамой Надей».
«Поставщик Двора Ея Императорского Величества» – такой титул гордо носит Надежда Ламанова с 1904 года. Удивительные по красоте и сложности наряды сейчас можно увидеть в Государственном Эрмитаже.
Надежда Ламанова практически не делала эскизов, так как не умела рисовать. «Эскизы» она создавала прямо по фигуре клиентки, руководствуясь вдохновением и используя метод «наколки» – муляжный прием конструирования. Аристократки и состоятельные клиентки были готовы не только заплатить баснословные деньги за наряд, но и терпеть длительные многочасовые примерки у настоящего «диктатора». Ламанова не обращала внимания на жалобы клиенток, не разрешала им вмешиваться в творческий процесс, за что снискала славу диктатора. Это никак не уменьшало желание модниц заполучить «то самое платье» от Ламановой.
«По Москве шла неудобная для портнихи слава:
– Ходить к Ламановой на примерки – сущее наказание…
Это правда! Надежда Петровна работала над платьем, как живописец работает над портретом. Иной раз создавалось впечатление, что она, подобно Валентину Серову, брала «сеансы» у заказчиц. Подолгу и пристально Ламанова изучала свою «натуру», прежде чем соглашалась облечь ее в одежды своего покроя. При этом – никакой иглы, никакого наперстка и никакого утюга с тлеющими углями. Между губ Ламановой зажаты несколько булавок, и она, придирчиво осматривая фигуру, вдохновенно обволакивала ее тканью, драпируя в торжественные складки, и все это закалывала булавками.
– Теперь снимайте, – говорила заказчице. – Только осторожнее, чтобы булавки не рассыпались… Эскиз готов!
Иногда ее просили:
– Только, пожалуйста, сшейте вы сами.
Надежда Петровна отвечала:
– Я вообще не умею шить.
– ?
– Да, – продолжала Ламанова, – я только оформляю модель, какой она мне видится! Шить – это не мое дело. Ведь архитектор, создавая здание, не станет носить на своем горбу кирпичи, его не заставишь вставлять стекла в оконные рамы – для этого существуют подмастерья…»
В начале 1900-х гг. Ламанова благодаря мужу знакомится с богемой, и ее клиентами становятся актрисы и театральные режиссеры-постановщики. Эти связи впоследствии спасли Надежде жизнь.
В 1901 году по приглашению К.С. Станиславского Ламанова начинает работать с Московским Художественным Театром. Так началась новая веха в творчестве Надежды. До конца своей жизни Ламанова будет сотрудничать с мастерскими МХТ. В дореволюционное время работа с артистами театра для Поставщика Двора считалась «ступенькой вниз», и необходимо было разрешение от членов императорской семьи. Надежда рисковала очень многим: и репутацией, и расположением клиентов, и положением в обществе. Но и тут художница проявила талант и мастерство: костюмы для спектакля «Вишневый Сад» в МХТ понравились публике. Ей было позволено сотрудничать с богемой.
Размах работы был столь велик, что дело Надежды Петровны сильно разрасталось. Со временем у нее стало работать около 300 мастериц. Огромен был и доход: мастерская давала до 300 тысяч рублей в год, то есть по 1000 руб. в день. В начале века средняя зарплата была 37,5 руб. в месяц.
Среди друзей Надежды Ламановой было много интересных и известных людей. Например, ее очень близкий и хороший друг Пол Пуаре, французский художник-модельер, устраивал в ее доме показы и читал лекции о моде. Воспоминания о ней сохранились у Игоря Грабаря, Татьяны Аксаковой-Сиверс, Валентина Серова, а Валентин Пикуль даже посвятил ей миниатюру – «Закройных дел мастерица».
Ламанова создает серию платьев по эскизам известного театрального художника Леона Бакста, который тайно от своей жены попросил сшить для нее платья. Ламанова также создает по эскизам Бакста целую коллекцию костюмов к балетным постановкам, которым позже будет рукоплескать Париж. Также она создаст коллекцию платьев для жены Михаила Врубеля. Так родилась целая серия платьев по эскизам великих русских художников. Ее авторские платья в кратчайшие сроки раскупаются столичными модницами.
1917 год становится переломным для семьи Надежды Ламановой. Национализируют дом, в котором располагалась мастерская, лишают имущества, но, несмотря на возможность выехать из страны, они с мужем принимают решение не покидать Россию. Позже она напишет:
«…Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь».
В 1919 году был арестован ее муж: он провел в тюрьме несколько лет. Есть также сведения, что он был расстрелян в 1931 г. Надежда не оплакивала свое блестящее прошлое, у нее всегда хватало сил смотреть в будущее, ее упорство и любовь к работе не давали пасть духом. Дальше последовал ее арест за «дворянское происхождение». Она находилась в тюрьме 2 месяца. Надежду отпустили благодаря заступничеству её клиентки – актрисы и жены Максима Горького Марии Андреевой. Существует другая версия, что в обмен на свободу ей предложили создание нового костюма для советского народа. За что бы ни бралась Надежда Петровна, она всегда блестяще справлялась с поставленной задачей. В 1922 году страна начинает разрабатывать программу советского моделирования. В 1925 г. в Париже на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств Советский павильон производит фурор. Все увидели “новую Страну”, а Советский павильон получил высокую оценку Ле Корбюзье. Ламанова вместе с Верой Мухиной, Надеждой Макаровой, Александрой Экстер принимает участие в этой выставке. Ее модели, выполненные в стиле «A-La Russe» из домотканого полотна, украшенные народными вышивками, получают «Гран-при» выставки.
В 20-30-е гг. Ламанова продолжает свою работу с МХТ, пробует свои силы в кино. Во МХАТе в её творениях идут «Женитьба Фигаро», «Анна Каренина», «Мёртвые души» и многие другие спектакли. Ламанову приглашают в Студию Евгения Вахтангова, где модельер создаёт костюмы к «Принцессе Турандот», «Егору Булычову», «Гамлету», «Коварству и любви».
Сергей Эйзенштейн доверил Ламановой создание костюмов к своим фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный».
Ламанова отдала театру почти 30 лет своей жизни. Она умерла в возрасте 80 лет в 1941 году на лавочке возле ставшего ей родным МХАТа. Говорят, Надежда Петровна не выходила из дому без шляпки и перчаток, которые всегда идеально были подобраны к платью. Ее любимыми духами были французские духи «Coty». Существует легенда, согласно которой она как-то призналась своей близкой подруге Кате Мухиной, что знает о своей скорой смерти, так как в ее флаконе духов осталось только 2 капли. Она верила, что умрет, когда эти духи закончатся.
В настоящее время большое количество работ Надежды Ламановой представлено в Государственном Эрмитаже, в коллекции Александра Васильева, в музее Метрополитен в Нью-Йорке, музее МХАТ и частных коллекциях.
К сожалению, сейчас имя этого талантливого человека и видного деятеля, внёсшего такой огромный вклад в культурное наследие страны, практически забыто и известно лишь историкам и искусствоведам, знатокам моды и музейным работникам.
Источники: nlamanova.ru izuminki.com “Журнал мод” 4/1989, А. Васильев «Александр Васильев рассказывает»
Фото: nlamanova.ru izuminki.com
Автор статьи: Виктория Гусова