Людмила Никишина – молодой и талантливый дизайнер, который знает, чего хочет, обладает высокими моральными принципами и вдохновляет на самоосознание. Ее вещи поражают качеством и характером. Редакция нашего журнала взяла интервью у Люды, чтобы поделиться с вами мыслями и видением этой удивительной девушки.
Люда, расскажи, пожалуйста, как у тебя все началось?
– Я училась на конструктора одежды, во время учебы создала свою первую коллекцию, которую начала продавать через друзей и соцсети. Инстаграма тогда даже еще не было. И медленно, но верно сформировалась своя аудитория. Со временем все это переросло в полноценную марку.
Какой была первая вещь, которую ты сшила?
– Вещь, с которой все началось, – розовое платье из шерсти, приталенное, очень сложного кроя, с воланами на плечах. Это была очень яркая вещь, и я в ней защищала диплом в Высшей школе экономики (факультет маркетинга) на тему «Как открыть свою марку одежды». Увидев мое розовое платье, члены комиссии сказали, что для защиты я выгляжу слишком ярко, но я все равно решила, что это будет самый лучший способ продемонстрировать серьезность моих намерений, ведь мы уже, в общем-то, начали.
Получается, что сначала в твоей марке были платья, а потом пальто?
– Да, первая коллекция – это платья, но уже со второй мы начали понемногу экспериментировать с другими материалами, с пальто, и постепенно эта тема увлекла намного больше. Мне очень нравится работать с жесткими, формоустойчивыми тканями, нравится концентрироваться на верхней одежде, так как большую часть года она определяет образ, и все свои усилия я направила на это. Мне нравятся кашемир, мохер. Я очень люблю эти благородные натуральные материалы, из которых шьются пальто. Мы почти никогда не используем синтетику – только в случае каких-то визуальных решений иногда добавляется полиакрил, – но в основном мы работаем с самыми благородными материалами, которые существуют: кашемир, мохер, ангора. После этого мы решили расширить линейку и добавить более теплую одежду. Так появились наши первые шубы. Сначала мы делали их из ламы, потом из овчины, затем мы сделали дубленки. Сейчас в основном шьем пальто, дубленки, а с этого сезона у нас появился еще и экомех. Он полностью сделан из натурального мохера, то есть, по сути, является таким же натуральным материалом, как и остальные, что мы используем. Он одновременно и теплый, и красивый, очень задорный, богемный и при этом более этичный, чем шубы. Думаю, что за такими материалами будущее, поэтому уже сейчас мы начинаем с ними работать. Платья тоже делаем, но это не основной наш приоритет, хотя, конечно, есть идеи, и мы хотим их реализовывать.
Расскажи, пожалуйста, как ты справляешься с трудностями, если они возникают?
– К трудностям отношусь философски. Если с тобой случается что-то плохое, значит, это карма, и ты должен из этого вынести что-то: или урок, или стать лучше и сильнее. Это знание очень помогает и избавляет тебя от ощущения того, что происходит что-то несправедливое, и очень помогает даже в самые тяжелые моменты.
Тяжело ли создавать новое?
– Нет, наверное, не тяжело. У меня, наоборот, такой характер, что мне нравится именно не развивать, а создавать. Очень люблю новые идеи. Мне нравится именно процесс создания. В тот момент, когда мы что-то доделываем, мне уже становится неинтересно, потому что хочется чего-то нового. Чаще всего идея увлекает меня, будучи совсем новой, а когда она уже в какой-то степени реализована, интерес иссякает. Может быть, это даже не является плюсом – просто такая черта характера, поэтому для успешного развития марки мне нужны партнеры, которые способны все это делать стабильно.
Что ты чувствуешь, глядя на свою коллекцию?
– Я практически ничего не чувствую, а думаю лишь о том, как можно что-то улучшить, что можно добавить. Это некая работа над ошибками. Я постоянно анализирую, поэтому чаще всего мои коллекции перетекают одна в другую, – у нас много моделей и элементов, которые повторяются. Если я вижу, что вещь хорошая и ее можно додумать, то скорее всего перенесу ее в следующую коллекцию, и мы на ее основе сделаем что-то слегка видоизмененное. Поэтому всегда, когда смотрю на готовую коллекцию, думаю о том, что я из этого хочу оставить и взять с собой.
Скажи, пожалуйста, какова цель всего этого?
– Думаю, у меня нет никакой цели, я просто иду, и мне нравится процесс. Понимаю, что ничем другим не хочу заниматься, но при этом единственная цель, которую я преследую в любой своей деятельности, – это саморазвитие. Мне нравится расти профессионально, я понимаю, что и труд, и бизнес, и творчество – отличная почва для развития личности. Знаю, что не просто отдаю свои силы взамен на деньги: в процессе этого я расту, сталкиваюсь с новыми задачами, решаю их, – все это делает меня полностью удовлетворенной своей работой.
Что для тебя значит быть дизайнером?
– Это хороший вопрос. Я думаю, что быть дизайнером – это иметь возможность улавливать какие-то новые настроения в обществе, в информационном поле и быть способным переводить их на язык одежды. Любой творческий процесс подразумевает некую переработку той информации, которую ты получаешь извне. У дизайнера результатом этой переработки является одежда, какие-то новые идеи в сфере моды.
Есть ли учителя, которые не связаны с твоей учебой? Которые тебя вдохновляют или наставляют?
– Очень часто меня вдохновляют люди из смежных творческих профессий. Потому что очень тяжело брать пример с людей, которые занимаются тем же, чем и ты, так как здесь в какой-то момент легко может произойти даже ненарочное копирование, а это уже отрицательный процесс. А если у тебя перед глазами пример людей из других творческих профессий, и ты знакомишься с их методами и видением, то это очень вдохновляет, и ты понимаешь, что действительно только постоянный тяжелый труд дает результат. Не бояться трудностей, уметь всегда видеть мир по-новому, искать какие-то свежие стороны в нем – все эти качества ты всегда можешь почерпнуть у других творческих людей, и это даст импульс к движению вперед.
Назови, пожалуйста, три примера из разных областей, которые тебя вдохновляют.
– Меня вдохновляют очень многие люди, и они постоянно меняются. Например, из художников я всегда любила Трэйси Эмин. Она очень чувственная, современная, от нее исходит дух свободы, который мне нравится. При этом ее искусство очень повседневное, но в нем есть какое-то волшебство. Я обожаю певицу M.I.A. В плане стиля это просто моя икона, в ней такая энергетика! Она родилась в Шри-Ланке, но выросла в Лондоне и, возможно, за счет этого умеет передать всю энергетику и колорит Востока, не ограничиваясь при этом своей национальной принадлежностью. Она не боится затрагивать социальные вопросы, которые всех так волнуют. В своем творчестве она не делает акцента на чем-то одном, создавая некий микс, отражающий живое восприятие жизни.
Из писателей. Я много читаю, иногда даже несколько книг одновременно. Из последних – турецкий писатель Орхан Памук. Мне очень понравилась его книга «Мои странные мысли». В ней автор описывает жизнь простого уличного торговца из Стамбула от рождения до зрелых лет и через его мироощущение рассказывает историю всей своей страны. Орхан очень тонко передает чувства этого человека – его рефлексию по поводу того, что происходит на улицах города, который постоянно меняется; но при этом его философское отношение ко всему, несмотря на то, что он простой торговец и едва ли образован, дает ощущение вечности, возвышает над всеми приходящими и уходящими событиями. Для меня это книга о том, что любой человек, даже самый простой, несет в себе зерно чего-то более высокого, чем любые события в мире.
Как ты видишь развитие русской моды? И стоит ли русским дизайнерам обращаться к русской культуре?
– Да, конечно! В какой-то степени нам даже повезло в том, что она еще такая не растиражированная. Есть большое количество пластов нашей национальной культуры, которые не были никем переосмыслены на современный лад, и во многих областях это можно снова и снова поднимать. Если говорить о российской культуре, а не о русской (славянской), то мне очень понравился один фильм – «Небесные жены луговых морей». Это история о жизни в традиционном марийском обществе, режиссер обращается к такому пласту культуры, который абсолютно свеж и никем не затронут. Он действительно может рассказать и миру, и своим соотечественникам что-то новое. Это большая удача, ведь любой творческий человек мучается поисками чего-то нового. Советское искусство – это пласт, которым можно без конца вдохновляться. Из моих любимых примеров – перевыпуск кед «Два мяча», в которые я сама сейчас обута. Взяли аутентичный советский дизайн, технологии тех годов, превосходящие по качеству современные, что больше ориентированы на широкое тиражирование, и передали ту энергетику, которую несут в себе все эти культурные и исторические коды. В итоге получился продукт, который абсолютно конкурентоспособен в плане и цены, и рыночного позиционирования и обладает своим неповторимым духом. Такие примеры очень вдохновляют меня, и я уверена, что это только первые шаги: мы перестаем стесняться своей культуры, у нас уходит преклонение перед Западом, мы начинаем понимать, что русское – это не значит плохое, свое не значит хуже, чем у других. Я надеюсь, что люди все больше и больше будут это осознавать, и в итоге у нас появится больше аутентичного во всех областях.
Планируешь ли ты сотрудничать с другими дизайнерами, или вы уже с кем-то работаете?
– Пока мы ни с кем не планируем сотрудничать, но я всегда рада поддержать те марки российского производства, которые мне нравятся, – таких очень много, особенно в последнее время.
Какие русские марки тебе нравятся?
– Grunge John Orchestra.Explosion – ребята делают парки, на мой взгляд, одни из лучших в мире, используют очень сложные технологии крашения и только лучшие материалы из Японии и Италии. Они подошли к вопросу качественно и сделали продукт со своим дизайном и эстетикой. Их мужские парки идут на одном уровне с лучшими мировыми брендами. Я всегда очень радуюсь, когда издалека вижу красивую парку, – думаю, какая же она красивая, а в приближении вижу, что это Grunge John, и в такой момент хочется только выразить свое уважение создателям.
Какие сейчас планы у тебя и твоего бренда?
– Осень и зима у нас – всегда самый горячий сезон, поэтому, конечно, для меня самый главный план – качественно делать свою работу. В моих целях – всегда все совершенствовать, расширять модельный ряд, улучшать посадку, новые крои/модели/детали. Сейчас я увлечена именно этим. А там посмотрим: уверена, что вдохновение всегда приходит неожиданно, главное, чтобы оно застало тебя на рабочем месте.
Автор фото Люды и шоурума: Мария Баркова