Фильм «Анора» наделал много шума. Одни не понимают, что в нем такого, ведь весь сюжет напоминает непонятный сюр и набор стереотипов о русских (и армян, в том числе). Другие убеждены, что этот фильм — переосмысленная история современной Золушки. Фильм не только вызвал общий ажиотаж, получил Золотую пальмовую ветвь, но и номинировался на Оскар. Мы решили разобраться в популярности этого фильма и составили мнение редакции.
Денис Климетьев, автор Porusski
«Посмотрел “Анору”, взявшую Золотую пальмовую ветвь в 2024 году. И теперь могу утверждать, что вполне заслуженно: хорошо сделанные истории о Золушках востребованы всегда. На первый взгляд Шон Бейкер снял пусть своеобразный, но всё же ромком, хотя — на самом деле — нет. Режиссёра всегда интересовали люди, которым не досталось ни крошки от пирога американской мечты, персонажи второго плана, случайные попутчики (посмотрите его “Красную ракету” или “Проект Флорида”, например). А в таких работах всегда присутствует трагедия. Вот и в “Аноре” он не изменяет себе, и трагедии хоть отбавляй.
На мой взгляд, главные герои здесь не Иван и Эни, а именно случайные попутчики: братья-армяне Торос и Гарник, а в первую очередь — Игорь, роль которого исполнил Юра Борисов и которая “разгоняется” только ближе к финальным титрам. Фильм “оживает” именно тогда, когда на сцене появляются эти трое: братья-армяне и русский “гопник”. Они и “делают” всю картину».
Александра Морозова, редактор рубрики «Музыка»
«По сюжету фильм не особо зацепил, не хватило динамики в диалогах и действиях, а вот конец получился поучительным. Было очевидно, что особой химии между главными героями не было, и в связи с этим русский Ваня не осмелится рисковать своими деньгами и положением ради стриптизёрши. Брак в данной ситуации был просто вызовом себе и родителям. Юре Борисову надо отдать должное за его осмысляющий взгляд в картине, по которому всё становится понятно. Как персонажу тоже добрать бы развития, но образ именно этого русского парня очень зашёл в Голливуде, и не исключено, что повторится именно Юрой. Музыкальная составляющая картины понравилась больше. Думаю, для разового просмотра можно посоветовать».
Наташа Цалькович, колумнист, редактор раздела «Выход в город»
«С ажиотажем вокруг номинаций Юры Борисова невозможно было не посмотреть кино. И мне не понравилось. Возможно, завышенные ожидания повлияли на впечатление. Отсылки к «Красотке» и «Брату» не помогли. Скрепные русские, безнадёжность небогатой жизни в большом городе, и вообще сложно сказать, что хотел сказать автор. Из понравившегося — красивые цвета (синий, красный, черный) картинки, добрые глаза Юры Борисова (но разве за это дают «Оскар»?) и динамика. Для меня фильм на один просмотр».
Ольга Борисова, редактор раздела «Книги»
«Я как человек, не пропускающий ни одного фильма с Юрой Борисовым, посмотрела «Анору» в день её премьеры. Тогда я и подумать не могла, что этот фильм станет таким заметным и впечатляющим по мнению жюри всевозможных фестивалей.
Весь показ меня не покидало ощущение «где-то я это уже видела». Может быть потому, что сюжет и характеры персонажей — это набор штампов? Красивая картинка (но кто сейчас снимает некрасиво?), динамичный сюжет, приправленный лёгкой драмой в конце — этого оказалось достаточно, чтобы выстрелить. Отечественного зрителя будоражит такое обилие российских актёров в зарубежном кино. Юра Борисов, имеющий за плечами сильные, фактурные роли («Купе номер 6», «Капитан Волконогов бежал») — теперь первый российский актёр, номинированный на «Оскар» за роль второго плана, где он милый, блаженный, грустный русский. При том, что я любуюсь им всегда и везде, не могу сказать, что в «Аноре» он хоть где-то вышел за рамки своего амплуа.
А вот главная героиня для меня оказалась находкой, на мой взгляд, именно она и удерживает всё происходящее на экране. После такого ажиотажа вокруг «Аноры» я поняла, что чего-то не понимаю. Но это и не плохо, даже хорошо».
Анна Богатырёва, редактор раздела «Театр»
«”Анора” — фильм не глубокий, а смешной. Если искать в нём скрытые смыслы или даже умную комедию, то он разочарует. Персонажи фильма не имеют предыстории, развития и “двойного дна”, но при этом их нельзя назвать “картонными”. Это живые маски — эскортница, избалованный сынок, гопник с понятиями, русский олигарх и другие. Больше (и меньше тоже!) им сказать нечего! При этом повествование динамичное, сюжеты узнаваемые, картинка красивая. Есть определённая социальная направленность — режиссёр Шон Бейкер не изменяет ранее обозначенному в своём творчестве направлению и снял очередной фильм об “американской мечте”, просто в этом раз эта мечта сталкивается с мифом о «загадочной» русской душе».
Екатерина Котова, редактор раздела «Кино»
«Мне фильм понравился. На мой взгляд главная причина негативных отзывов на кинокартину — завышенные ожидания. Фильм простой по сюжету, но такой глубокий по содержанию. Тут и трудности иммиграции, и неравный социальный брак, и одиночество в большом городе. Режиссёр переосмысляет Золушку или«Красотку», ведь Анора не драит дом злобной мачехи, а раздевается за деньги в стриптиз-клубе. У современной Золушки или «Красотки» в приоритете стоит не замужество и жизнь во дворце, а поиск своей идентичности. Именно поэтому главная героиня из Эни превращается в гордую Анору ближе к концу фильма. И, конечно, наш Юра Борисов — настоящее украшение фильма.
Второй находкой картины является русско-армянское трио Торос-Гарник-гопник Игорь — именно на их перепалках держится динамика фильма. Все стереотипы о русских и армянах нарочито надуманы, чтобы на их фоне можно было разглядеть самое главное — одиночество героев на земле кочевников. «Анора» дарит надежду на чудо. И не случайно события происходят в Сочельник. Вся простота и показная незамысловатость фильма скрывают за собой пронзительную историю об одиночестве, в которой больше грустного, чем кажется».