Встаньте, дети, встаньте в круг, встаньте в круг!
Это строчка из одной доброй детской песенки. Как будто к Агнии Барто, по мотивам стихотворениям которой сделан пластический спектакль театрального коллектива «Дочери Сосо», эти слова отношения не имеют, но случайные пересечения вполне допустимы, когда в спектакле на первый план выходит не связность и логика сюжета, а обращение к подсознательному. Но начнем по порядку.
Независимый театральный проект «Дочери Сосо» появился в октябре 2018 года под руководством режиссёра и драматурга Жени Беркович. Творческий стиль коллектива отличается необычным подходом к представлению современных тем и исследований человеческой психологии, социальной справедливости и исторической памяти. Спектакль режиссёра и одновременно хореографа постановки Анны Закусовой в полной мере отражает концепцию данного подхода.
Все мы родом из детства. Так провозгласила и провозглашает психология, так решаются проблемы и преодолеваются травмы, но если взглянуть немного под другим углом, разве не в детстве нам удавалось чувствовать спокойствие и защищённость? Под ритм «плачущей Тани» и «качающегося бычка» и звуков звуками бас-гитары (что-то от Игги Попа) и нежной виолончели в пространстве с зеркальным черным полом произошла совместная медитация или женский круг. В своем первом появлении на сцене актрисы Наташа Горбас, Ира Сова, Мариэтта Цигаль-Полищук, Анастасия Альмухаметова, Елена Ербакова, Татьяна Саруханова в «слезах» из серебристого дождика напоминают одновременно и снежинок с детского утренника и балерин «Лебединого озера», а Дарья Ворохобко со своей ловкостью и уверенностью в движениях выглядит среди них черным лебедем – одновременно, и изящной, и сильной. Танец в спектакле именно такой – многоплановый и разнообразный, он занимает все пространство, каждая героиня двигается в составе ансамбля, но не теряет индивидуальности и смелости в движениях. Танец запускает процессы ассоциаций и исследования себя, определения метафор и символов. Каждый образ спектакля вызывает что-то свое. Белые бумажные кораблики отражаются в зеркальной глади и становятся шестикрылыми серафимами, а танцующие в белых платьях актрисы являются как ангелы с радостной вестью – задумывалось это или нет, но это ощущается как отсылка к другому спектаклю «Дочерей Сосо» «Наше сокровище», к сожалению, снятому из репертуара.
Спектакль при этом не только про доброе, мягкое и нежное, что в первую очередь ожидается от детских стихов. В нем есть место и разрушительной силе. Дети во многом про желание сминать и крушить. В спектакле это особенно подчеркивается в фрагменте, посвященном известному стихотворению про «Оторвали Мишке лапу». Вместо стихов звучит инструкция, как пришить ампутированную конечность – своеобразное напоминание о взрослом мире.
И «женскости» спектакля стихийная жестокость тоже созвучна. Стихотворение про козленка раскрывается чем-то древним и архаичным. Ведьминский обряд, но направленный на объединение женской силы для чего-то созидательного, или хотя бы поддерживающего.
Вопрос поддержки стал поводом для внезапного интерактива по типу стендапа. Зрители не являются пассивными наблюдателями, а становятся частью происходящего, когда со сцены задаётся вопрос: «А как вообще правильно поддерживать? Какие слова нужно говорить или наоборот, молчать?» Своеобразным ответом на заданные вопросы станет фигура гигантской неваляшки. Не жди поддержки, будь сильной и стойкой, вставай, когда тебя роняют.
«Коридор Барто» – это синтез инновационной формы и глубокого содержания, эстетически выверенный перфоманс, задающий вопросы, но при этом оказывающий поддержку просто самим фактом,что в этом мире можно быть не в одиночестве.