Дагеротипия (или дагерротипия) – первая технология фотографии в мире, получившая своё название по фамилии одного из её создателей, Луи Дагера. Как вид искусства она просуществовала очень недолго, всего около двадцати лет. Это одна из причин того, что дагеротипы редкость даже для музейных коллекций. В собрании Исторического музея их около трёхсот. Это почти треть всех выявленных дагеротипных пластинок, выполненных русскими мастерами.
По своей сути дагеротипия – метод фотографии, в котором изображение получают путём нанесения на металлическую пластину тонкого слоя серебра. Выглядит полученный таким способом снимок скорее как отражение в зеркале, чем привычная фотография. Такие снимки обладают очень высоким разрешением: даже небольшой портрет можно увеличить и рассмотреть в подробностях.
Сам несущий изображение слой толщиной приблизительно в одну пятисотую человеческого волоса и чрезвычайно хрупок. Серебро под влиянием времени и внешней среды легко преобразуется, осыпается и вымывается. Именно из-за этого к реставрации дагеротипов во всём мире подходят с осторожностью, часто предпочитая ограничиваться только консервацией снимков.
Поводом для проведения выставки в Историческом музее стало приобретение девятой работы шведского художника и дагеротиписта Карла Петера Мазера. Карл Мазер жил и работал в России в середине XIX века, с 1838 по 1854 год. Большая часть его работ из собрания музея, семь из девяти пластин, выставляется для широкой публики впервые.
Его новая для музея работа – потрет неизвестной женщины из архива историка искусства и коллекционера Ильи Самойловича Зильберштейна. Снимок не был известен ранее. Приобретение этой работы позволило команде музея подробно заснять процесс химической очистки дагеротипной пластины. Короткий документальный фильм, демонстрирующий эту технологию, доступен на странице выставки.