«Новый год — это время чудес», — говорят нам с детства. Но чуть ли не самое главное новогоднее волшебство в том, что этот праздник помогает любимым людям стать ближе. Одиннадцать с половиной месяцев в году все мы — папы и мамы, бабушки и дедушки — заняты самыми разными делами. Но новогодние каникулы стараемся провести с семьей. Ходим на елки, в парки, на катки, ведем бесконечно счастливые разговоры за праздничным столом и т.д.
Одной из важнейших составляющих совместного досуга было и остается кино. Но какими должны быть фильмы, которые мы ждём под бой курантов? Как сильно они изменились с советских времен? И что предложит нам отечественный кинопрокат в этот раз? С этими вопросами мы обратились к известному киноэксперту, редакционному директору журнала «КиноРепортёр» Марии Лемешевой.
Мария, каждый год 31 декабря мы в сотый раз смотрим историю о том, как герой Андрея Мягкова идёт со своими друзьями в баню…
И это прекрасно! Советские кинорежиссеры охотно снимали новогодние фильмы — и лучшие из них остались с нами навсегда. Это «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова, «Чародеи» Константина Бромберга, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Александра Роу, «Старый Новый год» Наума Ардашникова и Олега Ефремова и многие другие. Кстати, обратите внимание, что все эти фильмы абсолютно разные — и по жанрам, и по стилистике. Это сейчас некоторые режиссеры и продюсеры уверены, что знают уникальную формулу, которая сделает их новогоднюю картину успешной — и в итоге мы получаем ремесленническую поделку, снятую по шаблонам. В советском кино не слишком убедительные фильмы тоже, разумеется, были, но все они благополучно канули в Лету. А смотрим и пересматриваем мы только те ленты, в которых режиссеры не боялись быть искренними и оригинальными.
И пересматриваем их десятилетиями!
Именно. Легендарная «Ирония судьбы» Эльдара Рязанова в 2025-м отмечает юбилей: ей исполняется 50 лет! И популярность ее не идет на спад, иначе бы сиквелы и ремейки не появлялись.
Вы говорите об «Иронии судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова?
Не только. Тот фильм с Елизаветой Боярской и Сергеем Безруковым вышел в 2007-м — и спровоцировал огромное количество споров. Новая попытка использовать этот сюжет появилась совсем недавно: это американская адаптация, снятая нашим комедиографом Марюсом Вайсбергом, и называется она «Ирония судьбы в Голливуде». В ней, конечно, от оригинала мало что осталось, да и сам проект вызывает много вопросов, но факт показателен: персонажи Рязанова востребованы до сих пор.
Но если говорить про сиквелы и ремейки старых новогодних фильмов, то переснимаются не только картины Рязанова.
Безусловно. И дело тут не только в новогодней теме как таковой, но и в привязке к брендам. Продюсеры знают, что фильмов и сериалов сегодня выпускается очень много, поэтому за внимание зрителей проектам приходится бороться. Но если главный герой аудиторией любим с детства, а в качестве первоисточника выбран известный фильм или сюжет, то такой проект получает фору: никому не нужно объяснять, кто такие Чебурашка или Баба Яга, а, значит, интерес зрителей гарантирован изначально. Более того: это настолько сильно сокращает расходы на рекламу, что проект автоматически становится более прибыльным. Однако попытка переснять даже самый популярный кинохит прошлых лет далеко не всегда оказывается убедительной. К примеру, в конце прошлого года один из лидирующих продакшенов презентовал комедию «Иван Васильевич меняет всё» — шутовской ремейк известного фильма Гайдая. Понятно, что его авторы ни на что особо не претендовали: это всего лишь капустник. Но оценки зрителей оказались довольно низкими. Что создателей комедии, правда, не остановило: та же команда взялась за еще одну классику легендарного комедиографа — «Небриллиантовая рука» выйдет на ТВ и онлайн в последний день 2024-го.
Мария, я вспоминаю свое детство и понимаю, что в новый год мы смотрели очень много сказок…
В советском кинематографе их очень любили. «Морозко» Александра Роу, «Снежная королева» Геннадия Казанского, «Снегурочка» Павла Кадочникова — все эти сказки так или иначе связаны с Новым годом. Любовь к киносказкам нам всем передалась по наследству, поэтому неудивительно, что сейчас этот жанр переживает второе рождение. Кстати, я уверена, что «сказочный» бум, который в нашем кино начался несколько лет назад с приходом «Последнего богатыря», «Конька-Горбунка», «Чебурашки», «По щучьему велению» и многих других, был не случаен. Он мог начаться раньше или позднее — это вопрос времени, но по-другому и быть не могло.
Главными хитами новогоднего проката опять станут сказки?
Конечно. И мне очень симпатичен тот факт, что некоторые из них — это сказки нашего детства. К примеру, один из хедлайнеров — «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» режиссера Игоря Волошина. Невероятное, завораживающее действо, снятое компаниями «Централ Партнершип», «Кинослово» и «Студией Никиты Михалкова ТРИТЭ» при участии студии CGF. Мы словно возвращаемся в детство, к нашим любимым персонажам — Страшиле, Железному Дровосеку, Трусливому Льву и, конечно, Тотошке.
Я помню, в середине семидесятых был отличный кукольный мультфильм, снятый по сказкам Волкова.
И поверьте, в версии Волошина к нему много отсылок. Этот проект вообще крайне бережно относится к первоисточникам (как к литературным, так и кинематографическим). Здесь практически нет «вольностей»: чуть ли не единственным «нововведением» стал смартфон Элли, который нужен авторам для привязки к современности и для того, чтобы сегодняшним детям проблемы маленькой героини были ближе. Да и традиции советского кино в фильме ощущаются очень сильно: к примеру, все отрицательные персонажи созданы по лучшим канонам из детских киносказок. Но при этом сделан новый «Волшебник» на совершенно космическом уровне: такой совершенной графики в российском кино еще не было. Чего стоит только один Трусливый Лев, нарисованный студией CGF: он действительно как живой! Так что для меня этот фильм — огромная победа российского кинематографа и визуальное доказательство того, что индустрия идет вперед!
Но «Волшебник Изумрудного города» не единственный проект, который мы увидим в эти новогодние каникулы.
Да, второй (но не менее значимый фильм-лидер) — это «Финист. Первый богатырь» Дмитрия Дьяченко, снятый кинокомпанией Yellow, Black and White и телеканалом «Россия». И это тоже очень мощный аттракцион: Финист — герой франшизы «Последний богатырь», три фильма которой собрали в прокате более 6 млрд, оказывается в восточной сказке, где ему нужно как-то справиться с непобедимым экзотическим чудищем. И прелесть этой истории в том, что она совершенно непредсказуема, а хорошо знакомые персонажи выглядят абсолютно по-новому (к примеру, Баба Яга стремительно молодеет — и превращается в рыжеволосую красотку в исполнении Юлии Пересильд). То есть авторы поменяли свои же условия игры, по которым франшиза выстраивалась с 2017 года, не побоялись рискнуть — и выиграли!
А есть ли у фильма какая-то связь с киносказкой Геннадия Васильева «Финист — Ясный сокол»?
Я бы сказала, что нет — это абсолютно самостоятельная история. Но то, что мы постоянно обращаемся к любимым фольклорным героям, не может не радовать — именно так и формируется преемственность поколений. Кстати, еще двух персонажей из нашего детства мы встретим в «Домовёнке Кузя» Виктора Лакисова. Этот проект скромнее, чем фильмы-локомотивы: не блокбастер, а милая семейная сказка, действие которой происходит в наши дни. Главные герои — наши старые знакомые из кукольных мультфильмов 1980-х — неугомонные домовые Кузя и Нафаня. Их «мучительницей» снова станет Баба Яга — самый востребованный персонаж из киносказок на сегодняшний день, персонаж-бренд. Кстати, увидим мы её и в ещё одной ленте — «Баба Яга спасёт Новый год» Карена Захарова и Армена Ананикяна. Это продолжение внезапного кассового хита «Баба Яга спасает мир»: бюджет у проекта (по меркам киносказок) был смехотворным, но в прокате он окупился в несколько раз. Причина — любовь аудитории к этой косматой старушке и мощная актерская индивидуальность Людмилы Артемьевой, благодаря которой можно закрыть глаза на огрехи в компьютерной графике. Как бы то ни было, работа над ошибками продюсерами была проведена — и сиквел смотрится очень достойно.
Мария, напоследок давайте сделаем долгосрочный прогноз: как долго в нашем кино продлится бум киносказок?
Я бы очень хотела, чтобы он был вечным, ведь эти истории — настоящее чудо, которого так не хватает в реальности! К счастью, поводов для беспокойства пока нет: мы знаем, что в производстве находится «Морозко» Эдуарда Бордукова, «Буратино» Игоря Волошина, «Чебурашка 2» Дмитрия Дьяченко — и это только фильмы, которые выйдут в 2026-м. Но, к примеру, релизы франшизы «Волшебник Изумрудного города» (да-да, не волнуйтесь, продолжение будет) расписаны до 2027 года, вернется к нам и «Финист». А совсем недавно объявили о начале работы над «Незнайкой». Так что без киносказок в ближайшем будущем мы не останемся.
Автор Василий Скромников