Бывает, что смотришь фильм, читаешь отзывы, видишь высокую оценку, но всё равно ловишь себя на мысли: «Что-то не то». Такие чувства формируют разные факторы, да даже в одиночку и с друзьями одна и та же кинокартина будет восприниматься по-разному. В этой подборке собраны 7 фильмов, по которым сложилось противоречивое мнение. Не забываем, что год високосный, да ещё и, как утверждают астрологи, кармический, поэтому фильмы не плохие, просто где ретроградный Меркурий и коридор затмений — там всё неоднозначно.
«Субстанция»
У каждого года есть несколько фильмов, которые будут ассоциироваться с ним на полке киноистории, и, несомненно, 2024 — это «Субстанция». «Вы когда-нибудь мечтали стать лучшей версией себя? Моложе, красивее, идеальнее» — эта цитата заполонила соцсети настолько, что даже крупные бренды не удержались от роликов с трендовой озвучкой. В основе сюжета лежит история Голливудской звезды, которая не согласна с подкрадывающейся «пенсией», поэтому решается на инновационное лечение. Препарат создаёт лучшую версию Элизабет — молодую красотку Сью, которая по факту не является отдельным человеком, но резко меняет жизнь актрисы.
Феминистский боди-хоррор режиссёра Корали Фаржеа получил приз за лучший сценарий в Каннах. В фильме поднята тема навязанных рекламой идеалов, под которые женщины подстраиваются, чтобы оставаться «ликвидным товаром». Конечно, как и практически всё со словом феминизм, кинокартина получила тысячи противоречивых откликов, но точно не оставила зрителя равнодушным. Да и дело не в самой идеологии, а в том, насколько ярко и неприятно показана актуальная тема, которую до сих пор не принято считать проблемой.
«Джокер: безумие на двоих»
Хоакин Феникс и Леди Гага: «топ, в остальном», «фильм не вытянул» – это краткий пересказ рецензий и отзывов, которые сразу после премьеры полетели в сеть. Многих возмутили музыкальные вставки, которые в итоге смазали жанр, кому-то было недостаточно сцен, раскрывающих весь талант актрисы — фанатки Джокера. Кто-то даже выдвигал теории, что Тодд Филлипс намеренно слил вторую часть, потому что был недоволен тем, как его персонаж стал лицом протеста.
Действие сиквела в большей степени разворачивается в больнице, где главный герой проходит принудительное лечение, и зале суда, где слушается его дело. Вспоминая уроки литературы и Достоевского, который создавал вокруг Раскольникова болезненный угнетающий Петербург, можно притянуть мысль, что режиссёр «Джокера» ограничил количество локаций, чтобы накалить обстановку, условно перекрыть воздух и подчеркнуть безнадёгу: в новом фильме Артур Флек действительно становится маленьким человеком, от ноши которого избавлялся в первой части.
«Ворон»
Ремейк знаменитого фильма с Брэндоном Ли напомнил, что раньше было лучше. Редко пересъёмы затмевают оригинал и тепло принимаются зрителем. Мотивация режиссёров ясна: новая аудитория требует новый визуал — ярче, свежее, громче. И вроде бы получается простая математика: складываем бессмертный хит и возможности современного кинематографа и получаем выгодный проект. Только вот на выходе зритель наблюдает танцы на костях.
Оба фильма основаны на серии комиксов Джеймса О’Барра о мужчине, который вернулся с того света, чтобы отомстить убийцам своей невесты. Версия 1994 года покадрово повторила рисованный оригинал, а все изменения были вынужденными в связи с гибелью Брэндона Ли. Ремейк 30 лет спустя переносит зрителя в новое время, меняя историю любви главных героев, мотивы персонажей, да даже общую атмосферу — это не готика, а чистый Голливуд с романтичными цитатами.
«Онегин»
Современным школьникам проще воспринимать литературу визуально, и пусть тренд на киноадаптацию классики живёт давно, действительно удачных примеров не так много. Не пополнит их ряды и пушкинский роман в стихах, который в начале этого года снова ожил на больших экранах.
В глаза первым делом бросается возраст героев — это не юная Татьяна и молодой Онегин, а взрослые женщина и мужчина, чьи чувства проживаются аудиторией совсем по-другому. И даже комментарий режиссёра, что «прежние 25 лет — это сегодняшние 40» никак не сглаживает ситуацию. Плюсы у фильма, конечно, есть: общая нить повествования не перекручена, герои проживают оригинальный сюжет, хотя и произносят некоторые знаменитые цитаты другими словами (не критично, но важно для тех, кто сдаёт ЕГЭ по литературе). В целом фильм получился средним: никакого вау-эффекта или откровенного хейта. Но всё же критики склоняются к тому, что тратить почти 2,5 часа на постраничную экранизацию не стоит.
«Мадам Паутина»
Паучок во всех своих интерпретациях получил огромную популярность, что, видимо, и побудило Sony адаптировать ещё одну комиксовую историю о пожилой слепой женщине, которая могла предвидеть события, связанные с Человеком-пауком. В киноверсии мадам Паутина — пока ещё молодая здоровая девушка-парамедик, которая работает в паре с Беном Паркером — дядей ещё не рождённого Питера. По сюжету героиня Дакоты Джонсон спасает трёх будущих женщин-пауков, которых собрался убить Иезекиль, чтобы в будущем они не убили его. Всё в лучших традициях паучьих мультивселенных.
Что же не так с фильмом? С одной стороны, новый персонаж, который по логике должен связывать между собой остальные части франшизы, с другой — рваный сюжет, частями захвативший понемногу из всех поднятых тем.
«Время жить»
Фильм режиссёра Джона Краули был одной из самых ожидаемых премьер года. В центре сюжета молодая пара Альмут и Тобиас, чья случайная встреча привела к счастливой семейной жизни, но ложкой дёгтя в ней оказался страшный диагноз. Конечно, зрителя привлекает актёрский состав — Эндрю Гарфилд и Флоренс Пью. И, наверное, это то немногое, за счёт чего фильм более менее оказался на плаву.
Таймлайн кинокартины нелинейный: героев отбрасывает то в прошлое, то в настоящее — причём внешне они не сильно меняются, что сглаживает эмоциональность моментов. Нелогичным многим может показаться поведение главной героини, которая борется с рецидивом болезни. Её действия нереалистичны и прописаны именно для усиления драмы, поэтому фильм вызывает слёзы, даже искренние, но всё равно складывается двойственное ощущение. Лайк за химию между главными героями (такой не хватило, например, в новом «Вороне»). В остальном — 50/50. Возможно, ажиотаж вокруг фильма был искусственным за счёт качественного маркетинга.
«Сто лет тому вперёд»
Если вы смотрели новых «Гардемаринов» и при этом хорошо знакомы со старыми —фильм оставит противоречивое послевкусие. С современной адаптацией повести Кира Булычева сложилась примерно такая ситуация: будь это другие имена и без привязки к оригинальной истории — было бы хорошо. Общий план повествования остался прежним: случайная встреча мальчика из настоящего и девочки из будущего приводит к необычным приключениям и битвам с космическими пиратами. Только новые герои старше советских, а узнаваемые персонажи адаптированы под современность (что выглядит вполне годно).
По факту режиссёр поигрался с чувствами ностальгирующих, хотя «Сто лет тому вперёд» не является ремейком «Гостьи из будущего» — это отдельная история. В этом и заключается неоднозначность: зритель ждёт какого-то возврата в детские воспоминания, а получает просто неплохую отечественную фантастику. Это как когда вставал пораньше, чтобы посмотреть мультик про Микки Мауса, а вместо него с экрана встречала «Играй гармонь».