Сегодня в сети вы найдете огромное количество «специалистов» в области психологии, не имеющих ни академических знаний, ни профессионального опыта. Такие «консультанты» не то, что Юнга не читали, но даже не знают этимологию слова «психология». Но при этом они готовы разрешить любую вашу затруднительную жизненную ситуацию за 5 тысяч рублей в час, размахивая неким «сертификатом». Они сыплют шаблонными и популярными нынче фразами об абьюзе, токсичности, нарциссизме, осознанности, личных границах, газлайтинге и манипулятивном поведении, часто не понимая истинное значение этих слов. Таких псевдопсихологов сегодня особенно много в запрещенной сети*, и часть их подписчиков без зазрения совести оправдывают свое деструктивное поведение в отношениях с близкими, друзьями и коллегами именно «умозаключениями» своих «наставников», зачастую состоящими из абсолютно бредовых, поверхностных и антигуманных высказываний, которые противоречат всем мыслимым и немыслимым этическим нормам. На сегодняшний день деятельность всех этих «врачевателей душ» государством практически никак не регулируется, и они, естественно, никакой ответственности за свои деяния не несут (за редким исключением, когда степень их собственной значимости не пробивает стратосферу, а доходы от их деятельности становиться сильно нескромными). Хотя, по моему мнению, всех описываемых мной «специалистов» и их адептов, конечно же, нужно не лайкать в соцсетях, а изолировать от общества и, как минимум, лечить впечатлениями.
Все вышенаписанное, конечно же, не исключает того, что существует большое количество по-настоящему профессиональных психологов. Главное, уметь правильно выбирать тех, к кому вы планируете обратиться. И здесь будет нелишним иметь хоть какие-то базовые теоретические знания из заслуживающих доверие источников на ту тему, которая вас интересует. Также нелишним будет такую теорию «потрогать руками», то есть понять, как и в каких формах она проявляется в реальной жизни. И в случае с психологией нам, конечно же, на помощь приходит кино — фильмов, в которых освещаются основные формы нездоровых отношений между людьми, огромное количество. И именно исходя из этих вводных я сделал для вас подборку картин, ярко иллюстрирующих такие отношения. Сразу оговорюсь, что я ни в коем случае не претендую на то, чтобы выступать экспертом в этой области (у меня даже «сертификата» об окончании курсов по предмету нет), поэтому заранее извиняюсь, если вдруг сюжетную линию какой-либо ленты из этого обзора интерпретировал с психологической точки зрения неверно. Но я буду искренне рад любой обратной связи и комментариям, особенно если среди читателей есть профессиональные психологи. Предисловие получилось длинным, но мне кажется, что тема действительно важная. Приятного просмотра и полезных выводов!
«Только ты и я» (Франция, 2023)
Когда речь заходит о фильмах о психологическом абьюзе, многим из нас, конечно же, в первую очередь вспоминается относительно недавний «Мой король» французского режиссёра Майвенн Ле Беско, с неподражаемым Венсаном Касселем и Эмманюэль Берко, которая больше известна как режиссёр, нежели как актриса, в главных ролях. В этой картине психологический абьюз — стержень всей работы, но «Короля» все видели, поэтому порекомендую вам другой, более свежий фильм, впрочем, тоже французский. Это прошлогодний «Только ты и я» Валери Донзелли, участвовавший во внеконкурсной программе Каннского фестиваля. В картине рассказывается о двух уже взрослых людях, Бланш и Грегуаре, познакомившихся на вечеринке и решивших создать семью. Довольно быстро выясняется, что представления о семье и взаимодействии внутри нее у этих двух людей совершенно разные. Фильм более мрачен и драматичен, чем «Мой король», но при этом, как мне показалось, он более красноречиво объясняет тот простой факт, что, во-первых, не нужно торопиться со совместным проживанием, а во-вторых, на какие сигналы стоит обращать внимание в начале новых отношений.
«Газлайтинг от мужа: история Морган Метцер» (США, 2024)
Как известно, термин «газлайтинг» появился благодаря фильму «Газовый свет» Джорджа Кьюкора 1944-го года. Газлайтинг — вид психологического насилия с целью изменения представлений жертвы о реальном положении вещей, а также погружение в сомнения по поводу происходящего. И очень часто это любимый инструмент манипуляций со стороны нарциссической личности. Впрочем, не обязательно. Газлайтер использует отрицание реальных фактов, обидно шутит, обесценивает, игнорирует чувства жертвы, убеждает её в неадекватности и часто ведет себя агрессивно. И фильм Кьюкора ровно об этом. И вы наверняка его видели.
В качестве же закрепления материала рекомендую посмотреть «Газлайтинг от мужа: История Морган Метцер» — отличную и неординарную картину, снятую Ли Габиана по реальным событиям, случившимся всего 4 года назад в Джорджии. Фильм низкобюджетный, с малоизвестными актерами, но он настолько детально передаёт все возможные пируэты жизни с нарциссом-газлайтером… Тут «все по-классике»: муж, жена, двое детей. Казалось бы, счастливый брак, но нет. Съёмочной группе активно помогала та самая Морган Метцер, об истории которой фильм снят.
«Возьми мои глаза» (Испания, 2003)
Тяжелейшая драма испанского режиссёра Исиар Больяин тоже об абьюзе, но уже не как о форме психологического насилия, а насилия физического. А также о созависимости и о прощупывании той черты, которую абьюзер рано или поздно переступает.
После 9-ти лет брака Пилар прямо ночью, разбудив сына, уходит к сестре от своего вспыльчивого мужа Антонио. Очень скоро её жизнь меняется к лучшему, она находит новую и интересную работу. Но Антонио хочет вернуть жену и ради этого даже идет на курсы по управлению гневом. И Пилар вновь начинает сближаться с ним, но уже втайне от своих близких.
Потрясающая актёрская игра Лайи Маруль (Пилар) и Луиса Тосара (Антонио) заслуживает отдельного упоминания — настолько она совершенна и реалистична. Ровно как музыка в фильме, которую написал испанский композитор Альберто Иглесиас. Ну, и не лишним будет повторить, что фильм не из лёгких, и слабонервным его лучше не смотреть.
«Сказки Гофмана» (Россия, 2024)
Дабы немного снизить градус тревожности после просмотра предыдущего фильма, рекомендую посмотреть полнометражный дебют Тины Баркалая «Сказки Гофмана» — кино она сняла отличнейшее и не такое напряжённое.
Винтажно-ламповая картина с качающим составом: Екатерина Вилкова, Евгений Цыганов, Максим Стоянов. История о тридцатилетней Наде (Вилкова), которая работает в библиотеке, а по вечерам ещё подрабатывает гардеробщицей в театре. Надя — натура тонкая, духовная, честная, искренняя и трудолюбивая. И, как это часто бывает в таких случаях, психологически уязвимая. Но вот однажды происходит чудо: случайный ассистент режиссёра по имени Гарик (Евгений Цыганов) замечает её кисти рук, тонкие и изящные, и предлагает ей работу модели рук. Надя соглашается, и жизнь её начинает меняться… Но изменится ли сама Надя?
Тепла картине добавляет закадровый голос, который читает для зрителя текст так, как родители читают своим детям перед сном сказки. Очень удачный сценаристский ход. Ну и при чём здесь тема подборки, спросите вы? А при том, что у Нади есть муж Виталик (Стоянов), который пышным цветом демонстрирует нам всё то, что принято называть нарушением личных границ, прямой манипуляцией и абьюзом. И демонстрирует настолько уверенно и бодро, что дух захватывает.
«Чужие грехи» (Великобритания, 2019)
Наверняка вы не раз сталкивались с высказыванием, что все проблемы родом из детства. Сегодня это очень популярный концепт, призванный объяснить то или иное поведение человека. Настолько популярный, что даже мемы не обошли его стороной. Но справедливости ради нужно сказать, что ведь на самом деле во многих случаях нездорового поведения источник такого поведения искать нужно именно в детстве. Об этом 4-серийный сериал Шэйна Медоуза «Чужие грехи», главную роль в котором исполнил крутейший Стивен Грэм, которого все мы знаем по роли Томми в «Большом куше» Гая Ричи. С тех пор Стивен сильно вырос в профессиональном плане и стал настоящим королём драмы в британском кино. Посмотрите «Мальчик в синей футболке», «Срок» и «Точка кипения». В «Грехах» он справляется со своей драматической ролью ещё более блестяще, и я уверен, что этот мини-сериал не оставит равнодушным ни одного зрителя его посмотревшего. Я не буду пересказывать сюжет, но вынужден предупредить, что работа эта, конечно, по большей части мужская.
«Оленёнок» (Великобритания, 2024)
Время от времени в новостях проскакивают сообщения о сталкерах. Я имею в виду не тех, которые изучают заброшенные здания и объекты, а о тех, которые целенаправленно преследуют других людей (от англ. to stalk — преследовать). Честно говоря, я никогда не считал сталкинг какой-то серьезной проблемой, и мне всегда казалось, что все эти публичные переживания на эту тему высосаны из пальца. Пока по совету человека, киновкусы с которым у нас совпадают без малого на 100%, посмотрел крутейший английский мини-сериал «Оленёнок» Ричарда Гадда, который написал сценарий, взяв за основу свой собственный опыт.
Если в двух словах, это история о том, как простой добрый жест в сторону сталкера (вы, конечно же, ещё не знаете, что перед вами сталкер), может обернуться для вас сущим адом. Что касается его деталей, внутри которого 40-летняя женщина наседает на молодого бармена из паба с целью попереть устои морали, то здесь предостаточно внезапных поворотов, и я уверяю вас, оторвать от экрана вас будет непросто. Также в сериале есть элементы другой формы насилия — харассмента. В Англии, кстати, вокруг сериала развернулась нешуточная дискуссия, так как зрители начали искать в реальной жизни тех людей, с которых Гадд написал образы своих героев. Фактически, сталкерить сталкеров.
И дополнительный бонус для фанатов Ирвина Уэлша: обсудив с человеком, посоветовавшим мне сериал, атмосферу этой киноистории, мы пришли к выводу, что она идеально бы вписалась в литературную вселенную писателя: и локации, и типажи, и диалоги. Я, как большой поклонник его творчества, получил колоссальное удовольствие, скрывать не стану. Не такой хард, конечно, как у старика Ирвина, но всё же.
«Просто любовь» (Испания, 2023)
Изабель Койшет сняла очередной маленький шедевр, тщательно перебирая на протяжении двух часов злободневные темы: сексизм, патриархат, абьюз, токсичность, патернализм, личные границы, эгоцентризм и инфантильность. Другое дело, что г-жа Койшет действительно в этих вопросах разбирается в отличие от большинства «специалистов» из блогосферы, поэтому смотреть и анализировать это кино — одно удовольствие.
Сюжет на первый взгляд простой: переводчица Нат (Лайа Коста) снимает в деревне дом, чтобы эмоционально перезагрузиться. Но её представления о сельской идиллии несколько отличаются от реальной жизни (здесь не лишним будет вспомнить фильм испанского же режиссера Родриго Сорогойена «Хищники», вышедшего годом ранее и взявшего премию Сезар; если вы вдруг его не смотрели, очень рекомендую). И Нат к этому не очень готова. Как не готова к буквально животной зависимости от другого человека, встреченного ею на местности, который возводит прагматичность в абсолют и не склонен к сантиментам… Отдельно хотел бы отметить буквально дионисийский танец Лайи Косты в финале картины — так по-шамански порой танцевал на сцене Егор Летов.
«Обоюдное согласие» (Россия, 2022)
Валерия Гай Германика выпустила 12-срийный сериал «Обоюдное согласие», который выносит на повестку проблему виктимблейминга. Что это такое? В нашем патриархальном обществе мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда на жертву насилия перекладывают ответственность за случившиеся: «зачем провоцировала», «о чём ты думала», «сама виновата» и так далее. Знакомо? Такие комментарии чаще всего можно встретить в интернет-комментариях под любой новостью из разряда криминальных. Впрочем, блеймингу подвергаются не только женщины, но и мужчины. Просто в таких случаях блейминг чаще всего носит эмоциональный характер.
В сериале Германики рассказывается история молодой учительницы Анны Федоровой, которая оказывается жертвой насилия со стороны друзей и пишет заявление в полицию. Дело становится резонансным, общество не доверяет версии Анны и резко ее осуждает — Анна становится жертвой виктимблейминга.
«Невидимый мир (Бельгия, 2023)
А что у детей и подростков в их параллельном мире? Здесь отклонением от нормы в отношениях чаще всего является буллинг или травля. Наиболее красноречивый фильм на эту тему из классики — советская картина «Чучело» Ролана Быкова сорокалетней давности, которую мы все смотрели и не раз. Поэтому предлагаю вашему вниманию фильм «Невидимый мир», который взял приз критиков в Каннах-2021. И не зря, поскольку картина мощнейшая. Особенно операторская работа: выставленная на уровне глаз детей камера фиксирует то, что видят дети. Точнее то, что они хотят видеть. То, чего они не хотят видеть, камера не показывает. И здесь очень четко фиксируешь для себя определенные аспекты детской психики. Точнее, снимаешь их с крючка своих собственных воспоминаний, на который их насаживает режиссёр Лаура Вандель. Сюжет: Нора и ее старший брат Абель идут в школу, где над Абелем начинают издеваться другие дети, а Нора встает на его защиту.
«Идеальный лжец (США, 2023)
Закончить подборку хочется на мажорной ноте, насколько это возможно с такой темой в заголовке. «Идеальный лжец» — это не фильм, это наглядное пособие по манипулятивному поведению. Что это и где можно столкнуться с манипуляциями? Да повсюду. Манипуляторами чаще всего оказываются члены семьи, друзья, сексуальные или бизнес-партнеры. Как манипулятор воздействует на жертву? Он (или она) «прощупывает» жертву и находит некую внутреннюю «мишень» — например, чувство жалости или стыда. Вы же видели сомнительные сборы пожертвований для детей в интернете? Близко же знакомые манипуляторы действуют более изощренно и ювелирно. Они годами втираются в доверие, а затем вовсю используют любые комплексы или душевные раны жертвы, чтобы достичь своих целей. В этом ироничном триллере «Идеальный лжец» всё это разложено по полочкам, и всё остальное прекрасно: сюжет, картинка, музыка и каст. Высшей пробы манипулятор проникает в чужую семью и искусно тасует чувства и эмоции всех героев истории. Очень классное и при этом не такое мрачное кино, как остальное в этой подборке.
* – запрещён в России, принадлежит Meta