Музей русского импрессионизма представил новый проект — выставку «Новое общество художников» об одноимённом творческом объединении Серебряного века. НОХ — так сокращённо называлось общество — было основано в Петербурге выпускниками Императорской Академии Художеств в 1903, просуществовало до 1917 года и насчитывало более 200 участников разных специальностей: живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов.
Среди множества союзов и товариществ, активно образовывающихся в то время, Новое общество художников отличалось демократическими принципами, в то время эту особенность критиковали, а сейчас отсутствие строгого жюри и свобода в выборе художественного языка как раз вызывает особенный интерес искусствоведов. На выставках НОХ пересекались разные стили и течения: работы авангардистов соседствовали с произведениями академиков, мирискусников и не только. Основной задачей объединения была поддержка новых авторов.
В выставках петербургского Нового общества художников приняли участие более 200 авторов, среди которых были как молодые мастера — вчерашние выпускники Академии художеств, так и мэтры. За время своего существования объединение организовало 10 выставок современного искусства, в том числе персональный показ работ Александра Головина и посмертную экспозицию Михаила Врубеля. Эти проекты не были лишены смелых кураторских решений: так, на пятой выставке рядом с произведениями профессионалов впервые появились работы детей.
Несмотря на коммерческий характер выставок, участников Нового общества художников объединяла любовь к искусству, вкус к изящному и стремление самосовершенствоваться. Многие произведения, которые выставляются в экспозиции НОХ, обращают на себя внимание честностью отношения к делу и тонко воспитанным вкусом.
Посетители выставки увидят живопись и графику творческой пары и основателей общества Дмитрия Кардовского и Ольги Делла-Вос-Кардовской. Поселившись в царском селе, они оказались соседями семьи Гумилёвых. Они близко дружили с Николаем Гумилёвым и Анной Ахматовой. Сама среда и время, которое мы называем «серебряным веком», а в западной культуре — belle époque, было проникнуто избыточной утонченностью. Это настроение эпохи в экспозиции подчеркнуты созвучными полотнам строками Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, Александра Блока и Михаила Кузмина.
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живёт в таинственном мерцаньи
Её расширенных зрачков.
Николай Гумилёв, 1912
На -1 и 3 этажах музея расположены более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций со всей страны. Среди них как ведущие российские собрания: Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко и другие, так и зарубежные, например, Кыргызский национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева.
Названия для разделов выставки были заимствованы из знаковых поэтических сборников Серебряного века. Так цикл Александра Блока «Снежная маска» дал заголовок разделу, объединившему портреты богемы и театральные эскизы Александра Головина.
Живописная «Прогулка» по царскосельским паркам Ольги Делла-Вос-Кардовской рифмуется с поэзией Николая Гумилёва и Михаила Кузмина. Сюжеты из отечественной истории Дмитрия Кардовского отсылают к гумилёвскому же сборнику «Колчан».
Из сказки Фёдора Сологуба «Царица поцелуев» заимствовано название для раздела портретов роковых красавиц кисти Григория Бобровского и Елены Киселёвой. На рубеже XIX-XX веков женское начало было прекрасным и демоническим одновременно. Идеи феминизма и эмансипации распространялись в обществе. Авторы Нового общества художников портретировали красавиц: Михаил Врубель, Александр Мурашко, Николай Милиоти, Елена Киселёва. «Портрет госпожи Z» пишет Григорий Бобровский — выпускник Академии художеств по мастерской Ильи Репина, признание которому принесли именно портреты, удостоенные наград на международных выставках в Мюнхене (1911, 1913 — малая и большая золотые медали).
Интерьеры — жанр «в комнатах» — были популярны у художников начала ХХ века. На выставках НОХ демонстрировались и тщательно прорисованные залы со старинными буфетами, и портретные композиции, где хозяева жилищ позировали со своими любимцами. «Портреты» комнат и портреты людей различаются по настроению и манере исполнения: где-то автор пытается передать дух прошлого или запечатлеть призраки настоящего, а где-то пишет с натуры ребёнка у окна или вглядывается в лицо своей модели.
Часть экспозиции посвящена одному из фаворитов публики 1900-х годов — Константину Богаевскому. Его насыщенные деталями полотна-«гобелены» с видами древней Киммерии (сейчас эти территории — современный Крымский полуостров, южные области Украины, Ростовская область и Краснодарский край России) предстали в сопровождении стихов «великого Пана Коктебеля» Максимилиана Волошина.
В экспозиции представлены тактильные станции — в этот раз незрячие и слабовидящие посетители смогут познакомиться с работами Бориса Кустодиева, Елены Киселёвой, Константина Богаевского и Николая Фокина. Впечатление дополняют ароматы по мотивам картин от ольфакторной художницы Анны Кабировой. По окончании выставки все четыре тактильных макета, созданных при участии партнера инклюзивной программы музея — Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд», — отправятся в краеведческие и художественные музеи Перми, Вольска, Тюмени и Воронежа.
Выставка сопровождается просветительской программой: экскурсии для взрослых и подростков, квесты для детей, а также инклюзивные мероприятия.
24 октября 2024 — 26 января 2025