В сентябре в Центре творческих индустрий «Фабрика» стартовала поэтическая мастерская «Сила слова». Мастерская создана для всех, кто хочет войти в мир поэзии, кто увлекается или хочет увлечься написанием стихотворений. Здесь будут проходить регулярные встречи, поэтические «пленэры», факультативы с современными поэтами. Присоединиться к мастерской может любой желающий, опыт написания стихов не требуется.
Куратор мастерской — Анна Малкович, поэтесса и автор подкаста «О дивный, тонкий мир» о жизни современных поэтов и художников. Мы поговорили с Анной о современной поэзии и культуре, о ее подкасте и о том, что в планах у поэтической мастерской «Сила слова».
Аня, привет! Мы представили тебя как поэта и автора подкаста «О дивный, тонкий мир». Ты можешь выделить, что важнее лично для тебя? Или оба направления тесно переплетены друг с другом?
Привет! Интересный вопрос. Несмотря на тесное переплетение этих двух видов моего искусства, каждый из них отвечает за малосовместимые внутри меня грани личности, где в одной (в подкасте) я являюсь экстравертом, а в другой (в поэзии) — непримиримым интровертом. У меня до сих пор нет представления о том, какая из этих частей преобладает над другой. Предпочту думать, что у меня получается балансировать. Это как два волка внутри меня, и я по очереди кормлю каждого, не выбирая.
Расскажи, когда впервые возникло желание писать стихи и делиться ими с миром?
Стихи возникли раньше, чем появилось желание их писать. Этот талант я точно никогда не выбрала бы самостоятельно, поскольку большую часть жизни считала поэзию неловкой формой высказывания. То есть это чрезмерно пафосное искусство, которое ещё надо уметь легко «вывозить». Многие не хотят этого делать и пишут в стол, потому что не писать не могут. А я для себя нашла форму, которая мне по силам, и мне стало нравиться этим заниматься. Уверенность в себе, пребывание в центре внимания, желание некого духовного эксгибиоционизма — и вот она сцена, стихи, выступления, непрерывный художественный процесс жизни.
Как ты думаешь, из какой вселенной к нам приходят стихи?
В моем представлении сам человек является воплощением вселенной. По моим ощущениям, стихи приходят из столкновения небесных тел, из обломков, оставленных пустот и созвездий. Если мы переведем эту метафору, то через каналы сердца, голоса и рук на свет рождаются произведения, сформированные на основе сильных переживаний, воображения и высвобождения мыслей и пристрастий, в том числе — и это очень важно — пристрастий, сокрытых от нас самих.
Как у тебя строится процесс создания стихотворения? Ты входишь в медитативное состояние, или текст может прийти к тебе внезапно?
Последние пару лет процесс изменился. Раньше ко мне приходил текст и мог застигнуть меня врасплох. Сейчас ко мне приходит состояние объёма, в котором я чувствую, что в нём созревает стихотворение. Я могу не думать об этом и легко донести текст до бумаги. Медитативно-творческое состояние для этого не требуется, процесс стихописания гораздо физиологичнее, чем принято его представлять. Чаще всего я сравниваю его с родами, в которых рождается застрявший ком в горле. Иногда бывают дни, в которые приходит сразу несколько стихов. В такие моменты видно, что состояния/чувства отличаются друг от друга, неизменным остается именно этот объём.
Поделись, кто твои любимые поэты и почему именно они.
Я очень люблю немецкую поэзию, как и немецкую культуру в целом. Она мне кажется самой родной. Выделю любимого с детства Гёте и Георга Хайма, которого открыла для себя относительно недавно, как и весь немецкий экспрессионизм начала XX века. Поэт, одаривший меня свободой формы, доставшейся ему в наследство от Эзры Паунда и Уолта Уитмена, — мой любимый Аллен Гинзберг.
Список современных поэтов — это авторы, чьи стихи я жду и внимательно вчитываюсь в них. Среди них Александр Люкшин, Яна Крапива, Антон Кобец и Арсений Неверов. Это четыре автора абсолютно разной эстетики, сути и энергии. Наверное, поэтому мне захотелось выделить именно их. Вообще, мне очень нравится открывать авторов, современных и нет. У кого-то может понравиться одно произведение, у кого-то — ничего. Стол в моей гостиной усыпан поэтическими книгами, за ними необязательно сидеть часами, но открыть время от времени и почитать вслух гостям или себе бывает очень уместно.
Перейдём к твоему новому проекту — поэтической мастерской «Сила слова», которая стартовала в Центре творческих индустрий «Фабрика». Расскажи о нём поподробнее.
Мастерская поэзии — это место, куда может прийти любой желающий написать стихотворение, а также это пространство, открытое к дискуссии о процессах, связанных с поэзией.
Физическое пристанище для поэта, своя территория — моя мечта. Мне очень нравится вести людей в доскональное соединение со своими ощущениями, задавать направление для исследования себя как создателя, сдвигать на время парадигму, чтобы через практику письма научиться извлекать из разных зон себя стихи. Благодаря опыту в создании подкаста здесь у меня хорошо получается организовывать коммуникацию между участниками. Так что мастерская в каком-то смысле является точкой пересечения двух моих сфер деятельности.
Поделись впечатлениями от первой встречи.
Для меня было очень волнительно и ответственно открывать мастерскую в уважаемой мною институции — Центре творческих индустрий «Фабрика». Это был первый опыт подобной работы с группой, и в момент, когда все происходило, я наполнилась ещё большей уверенностью в том, что мастерская нужна. Мы интересно дискутировали, делились переживаниями, опытом, чувствованием поэзии. Получилось очень цельно и здорово.
Как часто планируются встречи в рамках поэтической мастерской, и будет ли у каждой встречи своя тематика?
Идеальная формула — встречаться пару раз в месяц. Мастерская не последовательна и не предполагает регулярного посещения.
Встречи точно будут не похожими друг на друга, и да, у некоторых будет своя определенная тематика. В планах любовная лирика, потоковая поэзия, тихие стихи. Важно понимать, что я работаю со смыслами и направлениями, но не с техникой. Большинство участников мастерской не имеют запроса на технические знания, а тем, кому это важно, я могу подсказать в индивидуальном порядке.
Перейдём к твоему подкасту «О дивный, тонкий мир». У него очень цепляющее название — чувствуется отсылка к знаменитому роману Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Расскажи, как к тебе пришло это название и что оно символизирует?
Название родилось в диалоге с моим другом — фотографом Егором Серёгиным. Здесь и отсылка к Олдосу Хаксли, и к моему самому первому подкасту 2019 года «Тонкий мир». В название проекта я вложила намерение создать в информационном пространстве свой целый дивный мир, состоящий из связей между людьми, событиями и историями.
В твоем подкасте собираются, на первый взгляд, совершенно разные люди: тут и главный символ Музея Востока Татьяна Метакса, и художница Маша Сомик, и поэт Антон Кобец, и музыкант Джузеппе Джуниор, и много других героев из мира искусства. Расскажи, как ты решаешь, что нужно поговорить именно с этим человеком, именно его пригласить в свою студию?
В «О дивном, тонком мире» я стала заниматься миротворчеством буквально. Моими гостями становятся поэты, музыканты, художники, йога-практики, авторы. Я стала говорить с творцами, затрагивая абсолютно разные грани. Уже более года работы в этом проекте я наблюдаю, что все разговоры сплетены нитью. Это поистине завораживающе.
Я чувствую, как подкаст формирует свой собственный мир, в котором живут и пересекаются персонажи, связанные между собой проектами, сценами, мероприятиями, дружбой, враждой, образовательными процессами, а теперь ещё самим подкастом. Это также красочно раскрывается в реальности и делает меня по-настоящему счастливым человеком, который держит в руках что-то, созданное собственными силами с приложенной страстью и искренним интересом. Именно так я и хотела. В последних выпусках я всё чаще хоть немного, но рассказываю про эти связи на конкретных примерах, это правда классно.
Причём интерес, о котором я говорю, мой личный. Именно он ведёт меня в сторону моих гостей. Этот интерес непредсказуем, и я называю его сердечным импульсом, наитием. Я доверяю этому пути, себе, высшим силам. Поэтому, наверное, отклик, который я получаю, соответствует изначальной задумке. Людям становятся интересны люди, о которых они ничего не знали, но так как присутствует этакая сериальная связующая, подкаст сильно затягивает в себя.
Почему ты решила создать именно подкаст, а не ютуб-канал, например? Для тебя важнее проявляться именно голосом?
Мне важно всё в этом плане, но подкаст — это магия звука. Я сама аудиал, это во-первых. Во-вторых, люблю говорить и говорю с людьми много. Разговоры в подкасте — это один из способов публично изъять через речь суть человека, его мыслеформы, философию. Она, в свою очередь, как мне кажется, у каждого уникальна, интересна и при этом при пересечении со слушателями обретает новую форму, влияющую на ход мышления и жизнедеятельности всех вовлеченных.
Последний вопрос: в чём глобально ты видишь цель подкаста?
Я хочу вписать значимых для меня людей в историю.