Ваше сообщение успешно отправлено!

Эти рельсы никуда не приведут: 7 фильмов о разводе

Кино о том, как надо и не надо разводиться

Итальянская актриса Моника Беллуччи в одном из интервью, отвечая на вопрос о её разводе с французским актером Венсаном Касселем, сказала буквально следующее: «Когда люди разводятся, это всегда кажется такой трагедией. Между тем, трагедией может быть решение продолжать жить вместе». И нужно быть абсолютно радикальным адептом традиционных семейных ценностей, чтобы с ней не согласиться. Ведь лучше развестись, чем перманентно чувствовать тихое разочарование в партнере и наблюдать разрастающуюся эмоциональную или интеллектуальную пропасть между вами и супругом/супругой, завуалированной внешним спокойствием, постоянно обосновывать логичность вашего подхода в вопросе воспитания детей, наблюдать супружеские измены или, не дай Бог, неприкрытую агрессию в свой адрес. Понятно, что каждый случай развода индивидуален, но если между супругами утрачено доверие, уважение и взаимопонимание, то развод — лучшее решение. Не нужно быть дипломированным психологом, чтобы понять: подобные деструктивные отношения, на какой бы отметке вышеописанной шкалы они ни находились, ни к чему созидательному и хорошему не приведут. Естественно, никто не говорит о том, что не нужно предпринимать попыток спасти брак, если в вас заложены определённые ценности и есть обоснованное желание сохранить семью, но, если вы видите, что все ваши попытки тщетны, скорее всего нужно сойти на этой конечной станции и сесть в другой поезд. Ну, или не сесть, а остаться на этой самой станции. Тут каждому по устремлениям его. Впрочем, я отвлекся.

Решение о разводе всегда сложное, важное и, практически всегда болезненное, поскольку очевидно, что жизненные векторы всех участников процесса, включая детей, в любом случае изменятся. И кинематографическое искусство, конечно же, не могло игнорировать такую способствующую глубокой рефлексии тему. Я подобрал для вас несколько хороших картин, наталкивающих на глубокие размышления о брачных отношениях и разводе, и рекомендую вам их посмотреть, даже если разводиться вы в обозримом будущем не планируете. В профилактических целях, так сказать. Приятного просмотра и полезных мыслей!

 

История о супружестве (США, 2019)

 

Режиссёр Ноа Баумбак снял почти медитативный и прекрасный мамблкор о разводе, основываясь на собственном опыте, со Скарлетт Йоханссон и Адамом Драйвером в роли супругов. И очень красноречиво показал, к чему приводит супругов неумение и нежелание открыто говорить друг с другом. И это неумение и нежелание, как причина развода, как мне показалось, основное послание режиссёра. Помимо этого, фильм открывает зрителю тот факт, что разного рода манипуляциями и другими запрещёнными приемами во время бракоразводного процесса занимаются не обязательно плохие и несознательные люди — людям замечательным это тоже не чуждо как средство защиты от не самых приятных внешних обстоятельств (не судите и не судимы будете). Что касается всего остального, фильм цепляет превосходной прорисовкой деталей процесса расторжения брака в Америке и пугающе искренней актерской работой Скарлетт Йохансон, Адама Драйвера и Лоры Дерн, сыгравшей адвоката и взявшей за эту роль второго плана Оскар, Золотой Глобус и награду Британской Академии.

 

Развод Надера и Симин (Иран, Франция, 2011)

 

Иранский режиссёр Асгар Фархади, уже вписавший своё имя в историю мирового кинематографа, в представлении не нуждается. А «Развод Надера и Симин», безусловно, один из лучших его фильмов. При первом приближении сюжет довольно прост: Симин подаёт на развод, так как планирует уехать из Ирана вместе с дочерью, а её муж Надер не совсем согласен с таким раскладом. Но дальше механика сюжета становиться более сложной и многогранной. В коктейле фабулы здесь самые разнообразные ингредиенты: разногласия между мужем и женой, препарирование отношений между родителями и ребёнком, разбор на атомы сыновьего долга, погружение в социальные конфронтации, потеря и поиск идентичности. Но основная линия в картине — это необходимость выбора и ответственность, которую она несёт. Другими словами, есть над чем поразмыслить. Смотреть обязательно.

 

 

Нелюбовь (Россия, 2017)

 

Тяжелейшую драму Андрея Звягинцева о выматывающем душу разводе двух жителей столицы, Жени и Бориса, тоже нужно обязательно смотреть. Режиссёр вместе со сценаристом Олегом Негиным напоминают нам о том, что жертвой развода становятся прежде всего дети. Когда я смотрел «Нелюбовь», в памяти всплыли слова Егора Летова: «Равнодушие — самое страшное, греховное, чудовищно непростительное из всего, что можно помыслить». Почему? Потому, что равнодушия в «Нелюбви» хоть отбавляй. Причём, не просто равнодушия, а равнодушия, граничащего с какой-то злой отчужденностью и даже ненавистью. И пока двое якобы взрослых человека увлечены своим нездоровым разводом, их сын Алёша чувствует это равнодушие, отчужденность и ненависть каждой клеткой. В его взгляде понимание того, что он всего лишь ошибка в жизни этих двух людей, результат их общей неосмотрительности и бездумности. И, конечно же, 12-летний мальчик, как это часто бывает в таких ситуациях, принимает это всё на свой счет.

 

Гет (Израиль, 2014)

 

Разводами в Израиле занимаются две юридические инстанции — раввинатский суд и гражданский суд по семейным делам. Раввинатский суд занимается разводами между евреями, являющимися гражданами или постоянными жителями Израиля. Суд по семейным делам занимается разводами смешанных пар, то есть пар, в которых супруги принадлежат к разным религиозным конфессиям. Чтобы развестись, необходимо убедить раввинатский суд в исключительной необходимости вашего развода и получить так называемый гет, разводное письмо. И зачастую получить его крайне непросто. Об этом и сняла картину ныне покойная Ронит Элькабец. Она же бесподобно сыграла в ней главную роль. Тонкая и при этом нелегкая психологическая драма, повествующая зрителю о том, как героиня Ронит, Вивиан, в течение пяти лет добивалась через суд развода со своим мужем-манипулятором Элишей, пытаясь пошатнуть устои религиозной традиции, по-своему трактующей место женщины в браке.

 

Сцены из супружеской жизни (США, 2021)

 

Автор сериала «Любовники» Хагай Леви замахнулся на самого Ингмара Бергмана, сделав ремейк на его одноимённый фильм полувековой давности. И замахнулся, нужно отметить, неплохо. Даже хорошо замахнулся и, главное, не зря. Как и у Бергмана, вся эстетика работы строится не на движении и динамике, но на диалогах и эмоциях главных героев, которые буквально обнажают их чувства. Роли супругов исполнили Джессика Честейн и Оскар Айзек и сделали это блестяще. Сюжет тот же, что и у Бергмана, но только Леви поменял героев местами: если у Бергмана муж признается в измене и инициирует развод, то у Леви это делает жена (она же, кстати, главная добытчица в семье), что, безусловно объясняется нынешней повесткой всеобщей феминизации, и Леви тут понять можно. Смотря этот мини-сериал, я, волей-неволей, проводил параллели с уже упомянутой в этой подборке «Историей о супружестве» — «Сцены» такой же мамблкор (но только с более положительными установками), несущий зрителю всю ту же простую мысль: искренность и умение быть в диалоге решает многое. Если не всё. 

 

Скажи ей (РОССИЯ, 2020)

 

Французский психолог Жизель Аррюс-Ревиди считает, что эмоциональная незрелость — самая распространенная патология нашего времени. Об этом она пишет в своей книге «Незрелые родители и взрослые дети». Незрелые родители — это на первый взгляд взрослые люди, «которые не чувствуют ни вины, ни ответственности, оставаясь вечными эгоцентричными детьми. По-настоящему они заботятся только о самих себе». Вот именно о таких родителях фильм Александра Молочникова. Родители (Светлана Ходченкова и Артём Быстров), будучи в состоянии развода, делят 10-летнего сына (Кай Алекс Гетц). И ставят его перед выбором, к которому он, конечно же, не готов. Амплитуда эмоциональных качелей, на которые незрелые родители усадили своего сына, всё увеличивается, но это мало их заботит, и некому им сказать, что такой аттракцион для ребёнка далеко не самое лучшее, что они могут ему предложить. И 10-летний Саша в картине выглядит гораздо взрослее своих родителей. Не кино, а инструкция о том, как не надо разводиться.

Семейный брак (Великобритания, 2020)

 

Хочу закончить подборку отличным и легким мини-сериалом, снятым по сценарию одного из лучших современных английских писателей Ника Хорнби. Пусть вас не пугает количество серий — их двадцать, но длятся они по десять минут. Семейная пара в процессе развода посещает психоаналитика, но каждый раз перед сеансом они сидят в пабе и болтают о своём прошлом, настоящем и будущем, отпуская в адрес друг друга безобидные, но смешные колкости. В первом сезоне роль жены досталась Розамунд Пайк, мужа — Крису О’Дауду. Во втором же уже заняты актеры постарше — Брендан Глисон и Патриша Кларксон, которые отличаются от первой пары не только возрастом, но и жизненными установками. Оба сезона наполнены диалогами с налетом интеллектуальности и тонкого юмора, как и все произведения Хорнби.


Еще статьи этого автора

Кино
7 фильмов о том, как прекрасно лето
Кино о самом прекрасном времени года
Кино
В мрачной атмосфере тёмной гаммы: 7 нуарных детективных мини-сериалов
Хотя некоторые историки кино утверждают, что впервые термин «фильм-нуар» появился во французских газетных статьях
Кино
5 глубоких фильмов, которые можно посмотреть во время поста
Идеальны для времени, когда мы стараемся чаще обращать мысли к простым христианским ценностям