6 июня 2024 года исполнилось 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, чей вклад в литературу и искусство словами трудно описать. Многие театры выпустили к такой важной дате спектакли по произведениям великого поэта. Московский Театр Ленком представил нестандартный вариант «Маленьких трагедий» в жанре музыкально-драматического театра от художественного руководителя Алексея Франдетти и его неизменного ассистента Дарьи Борисовой. Название постановки трансформировалось в «Кабаре Пушкин», и весь спектакль задышал атмосферой кабаре.
Кабаре имеет неоднозначную и противоречивую репутацию. Первая ассоциация, возникающая при упоминании кабаре, – безудержное и разнузданное веселье, но если убрать верхний позолоченный слой, то внутреннее содержание окажется серьезным и социально-политическим. В определенные исторические моменты кабаре становилось единственной трибуной, с которой возможно было иносказательно транслировать свои взгляды и убеждения, несмотря на внешний контроль и цензуру. Если задуматься о творчестве Александра Сергеевича, то его произведения обладали и обладают такими же силой и влиянием.
Как в настоящем кабаре на протяжение всего спектакля будет звучать «живая» музыка – на сцене Большой джазовый оркестр под управлением Петра Востокова. Такое сопровождение имеет большое значение для создания атмосферы кабаре. Важный момент в создании спектакля – специально была написана музыка композитором Юрием Севастьяновым. Создание оригинального саундтрека – это большая редкость в драматическом театре, а «живое» исполнение есть только в музыкальных театрах, и то не всегда.
Связующим элементом постановки является Черный человек (Владимир Ерёмин), который и конферансье, и призрак Командора, и материализовавшийся Чёрный человек, и даже священник, пытающийся вывести из чистилища Председателя. Он первым появляется на сцене, одетый в черные брюки, рубашку, сложносочинённый жилет, на голове – котелок, по внешнему виду – типичный конферансье, и предлагает зрителям бокал, правда, не очень понятно, что внутри, шампанское или яд. Конферансье имеет возможность, помимо представления выступающих, официально насмехаться над пороками, слабостями публики.
И без того масштабная ленкомовская сцена (сценография Анастасии Пугашкиной) достроена и выдвинута в зрительный зал, дополнительно смонтировано освещение: на авансцене и на колосниках маленькие круглые лампочки, похожие на те, которые бывают в кабаре, на заднике – лампочки-пульсары, создающие свет, похожий на звёздный. Во время трагедии «Моцарт и Сальери» в сцене, определяющей, как себя поведет Моцарт (Иван Рысин) и Сальери (Сергей Степанченко), какой путь они выберут, два мощных снопа света, льющихся сверху и освещающих играющего «Реквием» Моцарта и плачущего о своей ремесленности Сальери.
Завершающий аккорд в создании кабаре – костюмы в золотой и черной гамме от художников Екатерины Гутковской и Анастасии Пугашкиной, которыми хочется любоваться бесконечно. Женщины носят платья, стилизованные под начало 20 века, расшитые золотыми нитями, украшенные вышивкой и бисером, с бахромой, вместо колготок – чулки на специальном поясе, который использовался в то время, на ногах актрис также аутентичные туфли, причёски, макияж – всё это стилизовано под эру джаза. У каждого героя-мужчины собственный уникальный образ, их костюмы – тройки не уступают в красоте женским нарядам: великолепные пиджаки расшиты золотыми нитями, на каждом их них собственный рисунок, строгие чёрные брюки со «стрелкой», выглаженные белые рубашки, конструкция которых соответствует началу 20 века, на руках массивные золотые перстни.
«Маленькие трагедии» в спектакле переплетены между собой, образуя замысловатый узор, лейтмотив – текст «Пира во время чумы», который звучит в обоих актах. По мере развития сценического действия оказывается, что гости кабаре – это спасающиеся от чумы герои одноименной трагедии, рассказывающие свои жизненные истории, похожие по сюжету на трагедии «Моцарт и Сальери» и «Каменный гость». Начало «Пира во время чумы» – это первый поэтический текст, который звучит в постановке и который завершается одной из нескольких песен спектакля в исполнении Мери ( Алёна Митрошина), исполняемой в жанре блюз с щепоткой бурлеска. Когда Мери заканчивает петь, она мгновенно превращается из роковой страстной исполнительницы в стеснительную девушку, стыдящуюся своего полуобнаженного внешнего вида. После этого текст трагедии прерывается, и на сцене начинает звучать текст «Моцарта и Сальери». Сначала кажется, что Моцарт несовместим с обстановкой кабаре, но герой очень органично смотрится в таким предлагаемых обстоятельствах, исполняя свои произведения.
«Когда могущая зима, как бодрый вождь, ведет сама на нас косматые дружины своих морозов и снегов, – навстречу ей трещат камины, и весел зимний жар пиров», – гимном чуме завершается первый акт, который звучит грозно и устрашающе. Его исполняет Председатель (Илья Халмурзаев), выходя на авансцену, за ним появляются чумные гости, но, когда они хотят вернуться обратно, оказывается, что неожиданно возникла стена, отрезавшая гостей кабаре от остального мира. Безвыходное положение вызывает панику у всех, кроме Председателя, который спокоен и непоколебим и который как будто заранее знает, что всех их ожидает. Второй акт открывает появление дона Гуана (Станислав Тикунов) и Липорелло (Никита Овсянников) на кладбище «Каменного гостя», а гости кабаре, накрытые белыми простынями, исполняют роль надгробий, но никто и не скрывает, что это игра: во время диалога между донной Анной (Зинаида Дианова) и Гуаном «надгробия» подсказывают герою, как надо отвечать героине. Игровой характер происходящего органично продолжает поединок между Гуаном и Карлосом (Сергей Яковлев), который проходит в форме танца, напоминающего пасодобль.
Финал спектакля закольцовывается с началом: снова чумные гости появляются на сцене, увлекают за собой растерянную донну Анну, и начинается красивый телесный хореографический номер в исполнении всех героев, кроме Председателя. Герои взаимодействуют друг с другом в формате контактной импровизации, находясь в каком-то экстатическо-иступленном состоянии, постепенно раздеваясь до нижнего белья. Персонажи предчувствуют свою гибель, поэтому напоследок пытаются насытиться всеми жизненными удовольствиями. Предчувствие неизбежного конца окажется оправданным: планшет сцены поднимается, окончательно изолируя героев и лишая их возможности спасения.
Создатели спектакля «Кабаре Пушкин» вступают в многоголосный разговор с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Это интересная, трудная, важная беседа, в процессе которой авторы размышляют о природе творчества, о том, как собственные демоны человека одерживают верх над внутренним светом, о невозможности избежать предначертанного судьбой и о том, как стойко принимать удары от жизни.
Фото:Юлия Губина