Что можно сказать о герое, который носит очки? Плохое зрение? Ладно. А почему? Возраст. А ещё? Работает с чем-то мелким. Читает много. Тяжёлые условия труда. А почему бы ему не носить их для создания образа? Он не тот, за которого себя выдаёт. Он кажется… Добавьте ко всему, какие именно очки носит, может, чёрные, как чеховский Беликов, или круглые, как Гарри Поттер, а может, старые, обмотанные бечёвкой, как старый столяр Джузеппе? А ещё то, из какого материала оправа и как именно носит.
Если у героя физический дефект — это одно, а если он зряч, но очки носит или должен носить — это другое. Это поворот, знак, повод подумать. Герой видит не то и не так. Очки искажают, меняют зрение (точку зрения), и, как следствие, герой живёт иллюзиями или прозревает.
Образ очков выполняет несколько функций в характеристике литературного героя:
Когда князь Андрей вошел в кабинет, старый князь в стариковских очках и в своем белом халате, в котором он никого не принимал, кроме сына, сидел за столом и писал. Толстой Л. Н., «Война и мир»
2) Признак положения, статуса.
3) Оптический прибор, который ухудшает качество жизни, возвращая героя в реальность.
Очки, вернувшие автобиографическому герою Ремизова нормальное зрение (а у него было 11 диоптрий), лишают героя дара: «И когда я надел очки, все переменилось: как по волшебству, я вдруг очнулся и уж совсем в другом мире. Все стало таким мелким, бесцветным и беззвучным – сжалось, поблекло и онемело; оформилось и разгородилось»
4) Признак, символ умственных способностей, признак интеллектуала, учёного. Яркий представитель — доктор Паганель Жюля Верна. Он же учёный чудак.
5) Признак, символ интеллигента, его составляющая.
6) Составляющая образа, одновременно маркер, отмечающий своих, единомышленников, с одной стороны; с другой, это способ высокомерных молодых людей обозначить своё превосходство.
Большинство, из самых радикальных, были одеты по моде шестидесятых годов: обязательно длинные волосы, нахлобученная таинственно на глаза шляпа с широченными полями и иногда — верх щегольства — плед и очки, что придавало юношам ученый вид и серьёзность. Так одевалось студенчество до начала восьмидесятых годов, времени реакции. Гиляровский В. А., «Москва и москвичи»
Ходили нигилисты в пледах, очках обязательно и широкополых шляпах, а народники — в красных рубахах, поддевках, смазных сапогах, также носили очки синие или дымчатые и тоже длинные, по плечам, волосы. И те и другие были обязательно вооружены самодельными дубинами… Гиляровский В.А., «Мои скитания»
«Пьер удивленно и наивно смотрел через очки то на него, то на княгиню, и зашевелился, как будто он тоже хотел встать, но опять раздумал».
«Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, ещё более выказывая доброту, и удивлённо глядел на друга».
Начдив Савицкий такими словами встречает Лютова: «Шлют вас, не спросясь, а тут режут за очки». А квартирьер объяснил: «Канитель тут у нас с очками… Человек высшего отличия — из него здесь душа вон».
Очки носят близорукие, ущербные, а потому слабые не столько физически, сколько идеологически, политически, с кем новому человеку не по пути. Удивительно, что «дальнозоркость» в это время употребляется только в одном — положительном значении. Дальнозоркий — это политически грамотный человек, верящий в идею социализма и коммунизма и т.д. В рассказе Набокова «Истребление тиранов» герой, став жестоким правителем, перестаёт носить очки.
9) Защита не столько от солнца, сколько от среды, от людей, общения. Такие носил учитель гимназии Беликов.
10) Приспособление для правильного восприятия среды, для изучения среды или человека.
Серая вся и по лицу и по платью, смотрит через очки пристально и пытливо, прямо в глаза тебе, и этим весьма смущает. Максим Горький, «Жизнь Матвея Кожемякина»
Профессор в очках смотрел на него и сквозь очки, и через очки, и без очков, потому что успел в это время снять их, тщательно протереть стекла и снова надеть. Толстой Л. Н., «Юность»
Гости и жители Изумрудного города обязаны были носить специальные очки, без которых город терял свой изумрудный вид.
Гудвин, который стал правителем Изумрудного города, приказал всем носить очки и не снимать их ни в коем случае, очки были с замочками, закрывались на ключ, и снять их было нельзя, пока не покинешь город.
А это из антиутопии Евгения Замятина «Мы». Только специальные очки позволят обнаружить у Д-503 тяжёлую болезнь – душу.
Он напялил огромные рентгеновские очки, долго ходил кругом и вглядывался сквозь кости черепа — в мой мозг, записывал что-то в книжку. — Чрезвычайно, чрезвычайно любопытно! Послушайте: а не согласились бы вы… заспиртоваться?
Во многих случаях очки выполняют несколько функций.
Удивительно, что в фильме «Плохой хороший человек» по чеховской «Дуэли» Фон Корен в исполнении Владимира Высоцкого носит очки, хотя у самого Чехова ни слова об этом (проверила — проверьте меня). Фон Корен – зоолог, где-то нигилист, где-то циник, прагматик, полунемец — полная противоположность Ване Лаевскому. Его очки – знак учёности и обречённости, одиночества. Фон Корен сам отгородился от всех и противопоставил себя всем, поэтому не живётся ему среди людей (собирается и едет в экспедицию).
В детской литературе есть несколько известных очкариков: и граф Вишенка, друг Чиполлино, Родари, и Знайка Носова, и Гарри Поттер. Но речь пойдёт о другом очкарике. О безымянном Васильеве, герое романа Железникова «Чучело», однокласснике Лены Бессольцевой. Он – худенький мальчик в очках.
Васильев – сомневающийся во всём интеллигент. Чудик. Васильев растёт при жёстком режиме, который поддерживает группа одноклассников. Он становится жертвой, так как не хочет участвовать в их жестоких играх и «предаёт идею». Он становится защитником Лены и своеобразным резонёром.
— Но зачем же её бить?.. Она же девчонка. Мы даже не выслушали её.
И вдруг Васильев бросился на помощь тёте Клаве — откуда сила взялась! — раскидал в разные стороны Лохматого, Рыжего, Вальку и Попова и с криком: «Девчонок не бить!» — вырвал Ленку из рук ребят.
Вещная деталь обладает способностью одновременно и характеризовать человека, и выражать авторское отношение к персонажу. Сцена расправы над интеллигентом Васильевым — одна из кульминационных и самых тяжёлых для читательского восприятия. «Удар был сильный — Васильев упал в одну сторону, а очки его отлетели в другую. …Все ждали, что будет дальше. Васильев встал на четвереньки и начал шарить рукой в поисках очков. Ему было трудно, но никто ему не помогал — его презирали за измену идеалам. А Валька наступил тяжёлым сапогом на очки, и одно стекло хрустнуло». Уничтожение очков характеризует Вальку как разрушителя, циника, не по-детски гадкого. Многократное повторение это подтверждает. Для Вальки нет ничего святого. В отличие, например, от Железной Кнопки, для которой важна идея, принцип. Главная ценность в семье Вальки – деньги.
«Давайте ей назло разделим деньги и погуляем!» – крикнул Валька.
«Ух, заработали!» – Валька глотал слюну, точно перед ним были не деньги, а вкусная еда.
Валька стащил рублевку и спрятал в карман.
За Шмаковой деньги схватил Валька… и тут же пересчитал.
Узнав, что Бессольцев передал все свои картины городу, только Валька спросил, сколько ему заплатили. А узнав, что всё даром, Валька «растерялся. Смысл жизни терял для него основу. Он хотел заработать много-много денег, он считал это самым большим счастьем…. И вдруг кто-то, по доброй воле, отказывается от всех своих богатств. От дома, который стоит тысячи. От картин, которые, говорят, стоят «мильён»».
***Похоже, разговор об очках определил следующую тему — деньги….
.