«В квантовой мультивселенной, всё, каждый твой выбор, каждое решение,
которые ты принимаешь или не принимаешь, уже существует в бесконечно огромной
системе параллельных миров».
«Если бы и мы могли так
понимать, зачем живем и в чем цель нашего существования».
Спектакль «Созвездия» был поставлен режиссером Александром Алябьевым по произведению британского драматурга Ника Пейна еще в 2020 году. Изначально его премьера была запланирована в театре «Практика», но в марте двадцатого года грянул сейчас уже всеми давно забытый вирус и постановку впервые показали в онлайне. Позже спектакль резидентов «Практики» — мастерской Олега Кудряшова, вошёл в репертуар независимого театрального проекта «а39». Это совместное детище Григория Добрыгина, известного ещё со времен фильма «Как я провел этим летом», и выпускников режиссерского факультета ГИТИСа.
Почему так важен экскурс в историю? Всё потому, что спектакль фокусируется на теме параллельных реальностей, мультивселенных и сакрального вопроса «А что если?». И история его постановки началась именно с этих перипетий, к примеру, — «а что если в параллельной реальности не было бы никакого ковида?» — в какой реальности мы все жили бы тогда и всё в таком ключе.
Спектакль — искромётный, меткий, чуткий, к нему, безусловно, можно подобрать много эпитетов, но не стоит, наверное. Лучше отталкиваться от глубины, от сути. Ник Пейн, британский драматург и сценарист, и создатель пьесы, по которой поставлен спектакль, замахнулся на глобальные темы: автор рассматривает реальность в целом и фокусируется на теме любви сквозь призму мультивселенных. Отголоски этой темы можно найти во многих его сценариях и произведениях. Тема сложная, многогранная, если брать кино, где больше визуальных возможностей, её хорошо раскрыли в недавнем оскароносном фильме «Всё везде и сразу», как пример почти киноклассики можно привести Жако ван Дормеля с его «Господином Никто». В театре исследование сложнее в разы, однако, стоит отметить, что создателям спектакля удалось справиться с этой непростой задачей.
На сцене — двое. Пара. Парень и девушка. Муж и жена. Мужчина и женщина. В главных ролях — по-особенному родной для всех поклонников «ГЦ» Саша Горчилин и прекрасная Лиза Янковская. Зритель движется с ними по их пути, точнее по их путям, по их линиям жизни, от одного события к другому, или же от одной версии событий к другой версии, к третьей версии, где-то медленно и плавно, а где-то быстро и хаотично.
Сколько версий одного и того же события может быть? Если принять концепцию мультивселенных — множество. Человек вышел из точки А и пришел в точку Б. Или не пришел. И пришел в точку В. Или завис между двумя точками. Возможно всё.
Вот герои знакомятся на барбекю. Или на вечеринке? Или на чьей-то свадьбе? В параллельных реальностях всегда огромное количество вариантов. Если есть по судьбе такая задача — встретиться. Тогда встретятся. Не важно где, и не важно как. И герои всегда встречаются.
Зритель вписывается в эпизоды из жизни героев невольным свидетелем. До сцены — рукой подать. Никаких помостов, никаких отдалений. И это прекрасно.
«Допустим, что наше собственное сознание — это единственная реальность. Есть твоя вселенная и есть моя. Если это так, то для каждого из нас есть свое собственное будущее. Если же существуют разные варианты будущего, тогда все решения, которые мы принимаем или не принимаем, и определяют, в каком будущем каждый из нас будет жить»
Роланд и Марианна. Роланд с необычной профессией пасечника-пчеловода, создатель фермерского меда. Марианна занимается теоретической физикой, космологической теорией. Они будто с разных полюсов, с разных полушарий, и всё-таки — в некоторой кульминационной точке спектакля, в каждой из мультивселенных версий Ника Пейна вместе. Почему? Предрешено? Судьба? Возможно.
Любовь не знает ответа на вопрос — почему. И это не про общность интересов, и не про общий фокус внимания. Что же тогда? Классный вайб? Безусловно, у Марианны с Роландом, у Горчилина с Янковской, ещё с первых минут спектакля чувствуется эта будоражащая энергетика. Герои настолько вовлечены друг в друга, настолько искренни, просто на разрыв, и начинаешь думать, что они — настоящая пара и в жизни: тут, конечно, вспоминается и Станиславский с его «верю/не верю». Химия, сексуальное влечение, которое герои блестяще отыгрывают в некоторых моментах, а что потом? Как отношения перерастают в большее?
До конца сложно, конечно, сказать. Ведь что-то всегда остается за кадром, за сценой. Никто не знает и никогда не узнает, что происходит между двумя людьми, а тем более в отношениях между мужчиной и женщиной. Вот герои как будто только познакомились, и вот уже выясняют отношения, вот расходятся из-за взаимных измен, вот как будто снова случайно сходятся, вот момент предложения, и вот трагичный момент, когда один из партнеров узнает фатальные для себя новости. Казалось бы, проходит чуть больше часа, а зритель проходит с героями всю их общую жизнь: от момента встречи и до прощания. Причем, проходит этот путь в разных мультивселенных, в разных вариантах: здесь сказал так, а здесь — иначе, здесь прозвучало теплое «да», а здесь решительное «нет».
У спектакля есть определенные созвучия с пьесой «Солнечная линия» 2015 года: два героя, он/она, мужчина/женщина — но где в вырыпаевской традиции довольно беспощадно, у Ника Пейна и у Александра Алябьева в разы мягче, легче, теплее. Возможно, это особенность британского подхода. Тем не менее, мягче, легче, теплее, — как раз именно то, что нужно сейчас. И без оглядок, — спектакль самобытный, сильный, искренний, в самое сердечко и до слёз.