Долгожданное лето уже в разгаре и в этом году оно максимально хрестоматийное: за бортом +30 по Цельсию, солнце скрывается за горизонт всего на несколько часов, ночи тёплые, время от времени устрашающе гремит гром, сверкают молнии, а на землю проливается настоящий летний ливень. Лето — пора отпусков и массовой миграции людей поближе к морю, с семьями или с друзьями. Или с семьями и друзьями одновременно. Это время некой расслабленности в коммуникации с окружающим миром, время неспешных бесед с близкими на пляже под звездным небом, время легкого летнего гедонизма. Другими словами, время в некотором смысле магическое. И чтобы усилить эти приятные ощущения, которые мы будем стараться хранить в своей памяти как можно дольше, предлагаю вам посмотреть несколько ярких и интересных фильмов о летнем отпуске.
«Маленькие секреты» (Франция, 2010)
Для меня «Маленькие секреты» — эталонный фильм о летнем отпуске. Наверное, потому, что почти каждый их нас оказывался в похожей ситуации. Классическая драмеди, где комедии больше, чем драмы. Большая компания друзей, людей совершенно разных, с детьми и без, традиционно отправляется в летний отпуск в лагуну Аркашон, неподалеку от Бордо. Однако на этот раз звезды встали таким образом, что на поверхность вдруг всплыли накопившиеся за годы дружбы обиды и претензии друг к другу. И всё это не лучшим образом влияет на привычную и умиротворенную атмосферу ежегодных двух недель на морском побережье. «Маленькие секреты» снял актер, звезда французского кинематографа, Гийом Кане (это его второй фильм в качестве режиссёра) и у него получилось крайне хорошо. К тому же актёрский состав фильма тяжеловесно-звёздный: Франсуа Клюзе, Марион Котийяр, Бенуа Мажимель, Жиль Леллуш, Жан Дюжарден. Через 9 лет после выхода фильма Кане, в 2019-м, он собрал ту же команду и снял сиквел «Маленькие секреты большой компании», который получился не менее интересным, чем первый.
«Большой всплеск» (Италия, 2016)
Неподражаемая Тильда Суинтон в дуэте с харизматичным Маттиасом Шонартсом в психологическом триллере с изрядной дозой мелодраматизма тонкого итальянского мастера Луки Гуаданьино. Рок-звезда Марианна Лэйн (Суинтон) вместе со своим бойфрендом Полом отправляются в Италию, чтобы восстановиться после операции после того, как она потеряла голос. Врачи ей временно запретили разговаривать, поэтому они уединились в тишине виллы на острове Пантеллерия. Но тут на остров приезжает Гарри, бывший Марианны, со своей взрослой дочерью, и идиллия рушится. «Большой всплеск» основан на фильме Жака Дере 1969-го с Аленом Делоном, Роми Шнайдер и Джейн Биркин. И, по моему мнению, картина Гуаданьино не менее эффектна.
«Время» (США, 2021)
Найт Шьямалан известен как режиссёр, всю дорогу снимающий неплохие мистические триллеры. Я немного его работ видел, так как не очень люблю мистику и фантастику ни в кино, ни в литературе, но из того, что видел, могу выделить «Шестое чувство» (1999), «Знаки» (2002) и «Явление» (2008). «Время» — идеальная картина жанра и, признаю, крайне любопытная в части сюжета. Если в двух словах: несколько семей оказываются на таинственно-странном пляже, который им рекомендует менеджер отеля, куда они приехали отдыхать. Время на этом пляже течет быстрее, чем в обычной жизни: полчаса здесь идут за год, в два дня укладывается целая жизнь. И когда отдыхающие понимают это, ручка рефлексии выкручивается на максимум. Наблюдать за всем этим не скучно, особенно с антропологической точки зрения.
«Мектуб, моя любовь» (Франция, 2018)
Французский режиссёр тунисского происхождения Абделатиф Кешиш собаку съел на фильмах о безрассудной любви и неувядающей вечной юности. Чего стоит только его «Жизнь Адель» с Леа Сейду и Адель Экзаркопулос, за которую он получил призы в Каннах и Сан-Себастьяне в 2015 году. «Мектуб» ничуть не хуже, ни по атмосфере, ни по ритму.
Студент Амин приезжает домой на летние каникулы на побережье Лионского залива. Здесь его ждут море, друзья, новые знакомства и, возможно, судьба. Основа многих фильмов Кешиша — концентрированная повседневность, и «Мектуб» не исключение. И здесь важна каждая деталь. Фильм по-настоящему летний, при этом дающий возможность с толикой светлой грусти поностальгировать по юности собственной.
«Одесса» (Россия, 2019)
Летом 1970-го года в южных регионах СССР случилась эпидемия холеры. В том числе и в Одессе. Именно тогда в город приезжает герой Евгения Цыганова (куда мы без Евгения?), журналист-международник Борис, который привёз на лето своего сына Валеру к родителям и родственникам жены. Через пару дней он должен вылететь в Москву, но сделать это у него не получается — в Одессе объявляют карантин и город закрывают. Борис застревает на черноморском побережье на неопределённое время. Тут-то и появляется легкая турбулентность совместного проживания с родственниками, тёплые ламповые зарисовки беззаботного советского детства (режиссёр Валерий Тодоровский провёл своё детство в Одессе) и запретная любовь с отсылкой к Набокову. Помимо Цыганова в картине заняты Ирина Розанова, Леонид Ярмольник, Ксения Раппопорт, Евгения Брик и другие отличные актёры, что делает фильм небезынтересным.
«Итальянские каникулы» (Италия, 2020)
Классическая итальянская комедия режиссёра Массимо Венье. Очень летний и легкий фильм! Три незнакомых друг с другом семьи отправляются на юг Италии, чтобы провести отпуск, но риэлтор на каком-то этапе ошибается, и все три семьи оказываются в одном доме. Свободного жилья поблизости уже нет и им не остается ничего другого, как проводить каникулы вместе, что очень непросто, учитывая их разный социальный статус, характеры, жизненные установки и т.д. Но летние море и солнце делают свое дело.
«Горячий отпуск» (Франция, 2022)
Фильм, в котором люди изнывают от жары и, параллельно, лениво, но не без эмоциональных всплесков, разбираются в себе и в отношениях со своими мужьями, женами и детьми. И всё это под музыку, словно из советских фантастических фильмов 80-х, хотя на картинке нам показывают итальянский, явно непопулярный курорт наших дней. И это настолько удачно сочетается, что глаз не оторвать. «Горячий отпуск» Матьё Розе — фильм, относящийся к популярному сегодня жанру разговорного драмеди, но который при этом полон немых жестов и намёков. В общем, отличное кино для ленивого летнего вечера, которое не только даёт отдых глазам, но и ненавязчиво приглашает к размышлениям. Ну, и смешное оно местами, конечно.