В арт-пространстве «Сегоднязавтра» открыта выставка «Вне зоны доступа», которая посвящена образу дачи. Дача в русской культуре занимает особое место. Стоит отметить, что в начале 19 века такой отдых начал набирать популярность. Многие снимали дом на лето и переезжали даже с мебелью. Академик Д. С. Лихачев с детства вместе с родителями отдыхал на съемной даче в Куоккале (сейчас Репино, место, где находится арт-пространство «Сегоднязавтра»).
В своей книге «Мысли о жизни. Воспоминания» Лихачев пишет о том, кто ещё отдыхал летом рядом с ними. Среди них были В. Маяковский, В. Мейерхольд, приезжал и Ф. Шаляпин. Лихачев вспоминал: «Самые счастливые воспоминания детства связаны у меня с пляжем в Куоккале. Как вчерашние, я помню дни, с утра проведенные на пляже у своей будки». Счастливые воспоминания о даче пытались передать художники, которые приняли участие в выставке. К. Малевич писал: «Предметы – это остывшие мысли». Художественные артефакты, выполненные в различных техниках, можно назвать такими предметами. Если вдруг перед вами встанет вопрос, как объяснить человеку, что такое дача, если нужно будет передать свои эмоции о летних днях, проведенных там, то приходите на выставку. Остывшие мысли художников помогут произнести невысказанные слова. Основательница арт-пространства – Анна Мовчан.
Образы, воспоминания, мысли и объекты выставки
Когда лето кажется уже не таким тёплым, шарф становится добрым другом у залива. Чайки уже не так громко кричат, убаюкиваются на волнах, смотрят на гостей пляжа, ловят движение, вдруг кусочек ещё тёплой булки в бумажном пакете достанется и им. Ветер путается в волосах, заглядывает в карманы куртки и, кажется, даже проникает в те мысли, которые далеко запрятаны. Как будто каждый человек, который в такую погоду гуляет вдоль залива, разговаривает с ним. Кажется, именно об этом несколько работ Максима Саввы.
Большие сосны, тропинки, черника – это все, что ждёт по пути на дачу. Интересный объект Майи Рожновской «Пикник» описан как плед для пикника, но, что интересно, при воздействии солнечных лучей его цвет изменяется. Одна и та же тропа при солнечном свете уже другая. Кажется, что «Пикник» указывает на определенное место, что это некоторая карта, которая ведёт в детство, когда бегал по лесу и прятал под ёлками шкатулки с самым ценным кладом.
А после прогулки уже накрыт большой деревянный стол. В большой вазе стоят душистые цветы, чашечки ждут горячего чая, вышитые салфетки накрывают сушки и печенье. Кипит эмалированный чайник, а время, кажется, повисло над этим столом и не торопится уходить. Любовь здесь живёт в каждом уголке.
Это сегодня, а завтра вдруг «опять опоздаешь на последнюю электричку, и по шпалам, опять по шпалам…» Но это завтра.
Можно сказать, что каждый художник принес свою «частичку» дачи – таким образом, сформировалось семиотическое пространство выставки. Художественный артефакт как мысль художника о даче, о детстве и о любви.
На выставке представлено ещё много объектов, которые создают образ дачи.
Выставка открыта до 4 августа по адресу: Санкт-Петербург, Репино, Приморское шоссе, д. 441 а.
Автор Вероника Карпусь
Я – журналист. После окончания бакалавриата поступила в магистратуру, и для меня открылся новый мир журналистики с научной стороны. Мне интересно искусство, я изучаю взаимодействие медиа с искусством, пишу научные статьи на эти темы и участвую в конференциях. Люблю писать тексты и не на научную тематику.