Ваше сообщение успешно отправлено!

В мрачной атмосфере тёмной гаммы: 7 нуарных детективных мини-сериалов

Хотя некоторые историки кино утверждают, что впервые термин «фильм-нуар» появился во французских газетных статьях еще в 1938 году, его авторство всё же приписывается французскому критику Нино Франку и датируется серединой 40-х годов прошлого века. Именно тогда в Голливуде начали появляться мрачные и пессимистичные детективные драмы, главные герои которых находились в перманентном экзистенциальном кризисе, а структура кадра, построенная на игре света и тени, придавала этому кризису глубины – мокрые от дождя городские улицы, затемненные жалюзи комнаты, туманные пейзажи etc. Сюжетная линия часто не вмещалась в рамки классического детектива, но обязательно предполагала наличие разочаровавшегося в жизни антигероя и циничную роковую женщину.

Хрестоматийными нуар-фильмами являются «Мальтийский сокол» (1941), «Двойная страховка» (1944), «Убийцы» (1946), «Почтальон всегда звонит дважды» (1946), «Глубокий сон» (1946), «Из прошлого» (1947). В последние несколько лет нуар вдруг снова стал популярен в кинематографе, что не может не радовать (скандинавский нуар, например, вот-вот уже выльется в отдельное направление). И хоть и претерпел некоторые изменения, отдавая дань сегодняшней повестке, нуар рекрутировал новых адептов. Я оказался в их числе и спешу поделиться с вами несколькими совсем короткими, но отличными мини-сериалами, которые полностью соответствуют всем законам жанра.

Каштановый человечек (Дания, 2021)

Прекрасный нордический нуар, снятый Netflix по одноименному роману-бестселлеру датского писателя Сорена Свейструпа. Детектив и, по совместительству, мать-одиночка Найя Тулин расследует серию жестоких убийств женщин в Копенгагене и его окрестностях на фоне скандинавских осенних пейзажей. В редкое свободное от работы время она старается принимать какое-то участие в воспитании дочери, но получается хило, конечно. Ее напарник, Марк Хесс, тоже лишен внутреннего равновесия из-за пережитой личной драмы. В общем, ситуация далеко не пасторальная, а жертв становится все больше. И ещё: «Каштановый человечек» — тот редкий случай, когда экранизация лучше книги.   

Шугар (США, 2024)

Режиссёр Фернанду Мейреллиш снял не детективный мини-сериал, а практическое пособие по нуару в его современной интерпретации. Еще и с Коллином Фарреллом в главной роли. Он даже оригинальные черно-белые вставки сделал из классических нуарных фильмов. Сюжет для нуара тоже вполне классический: у голливудского продюсера пропала наркозависимая внучка и он нанимает частного сыщика, чтобы тот отыскал ее… Ну, и далее все по гайдам: внутренние диалоги главного героя, его будничная приверженность теории «малых дел», вынужденное насилие и, естественно, немного странные и страшно загадочные женщины. Нотки абсурда тоже присутствуют, что усиливает созвучие с классикой.

Территория (Россия, 2017)

Мини-сериал «Территория» решил посмотреть из-за Кирилла Пирогова, конечно. Люблю его вот уже больше четверти века, с его дебютной картины «Орел и решка» 95-го года. А какая там, совсем еще юная, Полина Кутепова! Но я отвлекся… В общем, считаю Кирилла одним из самых талантливых русских актеров и по-возможности стараюсь увидеть все его работы. Вот и в сериале «Территория» он не подкачал и сыграл блестяще! Сыграл следователя. Стоит ли говорить, что этот криминальный триллер, действие которого разворачивается в российской глубинке, сделан в лучших традициях нуара: серийные убийства, коррумпированные полицейские, главные герои в поисках себя и безнадежность в каждом кадре. Смотрится на одном дыхании.

Мистериум. Начало (Дания, 2013)

Говоря о современном нуаре, я не могу пройти мимо датской кинофраншизы «Мистериум», которая начинается с фильма «Мистериум. Начало» и на сегодняшний день имеет четыре сиквела. Каждый фильм – отдельная история на прочном фундаменте детективного триллера, рассказывающая о работе мрачного сыщика Карла Мерка и его верного напарника Асада из отдела «висяков».

Визуально фильмы сняты таким образом, что вечный сплин Мерка превосходно передается зрителю, а музыка скандинавского композитора Юхана Седерквиста выкручивает ручку тревожности на максималку. Другими словами, совсем не скучно, максимально стильно и держит от начала до конца. В первой серии франшизы Мерк и Асад расследуют архивное дело об исчезновении женщины, но их ждут сюрпризы, конечно же.

Дублинские убийства (Великобритания, 2019)

Благодаря этому сериалу открыл для себя прекрасную ирландскую актрису Сару Грин. Она исполняет роль детектива Кэсси Мэддокс, которая с коллегой Робом Райли расследует убийство девочки где-то под Дублином, на просторах ирландской хтони, и это расследование приводит их к преступлениям относительно недалекого прошлого. При этом у обоих детективов есть свой отягчающий анамнез и свои скелеты в их полицейских шкафчиках. Любопытный факт об актере Киллиане Скотте, который играет Роба: его настоящее имя Киллиан Мерфи и ему пришлось взять псевдоним, чтобы агенты не путали его с другим, более популярным, ирландским актером (ну, тем самым, из «Острых козырьков» и еще дюжины отличных фильмов). Смотреть на игру Сары Грин можно бесконечно, но, к сожалению, восемь серий сериала пролетают очень быстро и незаметно.

Мёртвый сезон (Швейцария, 2022)

Альпы, франко-швейцарская граница… Природная красота и идиллия. Но внезапно на местности появляется серийный убийца и за дело берутся двое полицейских-детективов: Стеренн Пейрри (Швейцария) и её коллега Лайес Буани (Франция). У обоих сыщиков полно своих собственных личных проблем, которые они пытаются решать «по ходу пьесы» и, которые, добавляют в сериал изрядную порцию интриги. Снято при этом все очень красиво – иногда кажется, что смотришь не нуарный триллер, а канал National Geographic. Но эти ощущения, конечно, обманчивы. Потому, что главное здесь не хрестоматийно-идеальная картинка для зеленых, а именно поимка маньяка, терроризирующего местное население.

Роковая черта (Норвегия, 2023)

Восьмисерийный сериал из Норвегии, отсылающий нас к нуару своей визуальной стилистикой, диалогами, действиями главных героев и музыкальным сопровождением. Впрочем, как и все вышеперечисленные работы. Но в отличие от них, главный герой здесь не следователь в острой фазе депрессии, и даже не усиленно рефлексирующий частный детектив, а журналистка Нора Санд, которая, потеряв престижную работу в Лондоне, возвращается на родину, в скандинавскую глухомань, и случайно натыкается на историю о двух местных девушках, которые исчезли почти 30 лет назад, сев на паром Копенгаген-Лондон. Нора, естественно, не из тех людей, которые мимо таких историй проходят и поэтому она берется за расследование.


Еще статьи этого автора

Кино
10 фильмов о психологическом насилии
Я на тебе, как на войне: кино об абьюзе, токсичности, личных границах и газлайтинге
Кино
Эти рельсы никуда не приведут: 7 фильмов о разводе
Итальянская актриса Моника Беллуччи в одном из интервью, отвечая на вопрос о её разводе
Кино
7 фильмов о том, как прекрасно лето
Кино о самом прекрасном времени года