Не знаю, как вы, но я очень люблю современное чёрно-белое кино. Во-первых, оно напоминает мне о классике кинематографа и по умолчанию представляется мне серьёзным, основательным и глубоким. Во-вторых, чёрно-белое кино намного фотографичней цветного. А это значит, что оно даёт зрителю возможность получить более детализированный и эмоциональный визуальный эффект от просмотра. Ну и, в-третьих, чёрно-белые фильмы попросту более поэтичны, на мой взгляд: если сравнивать кинематограф с литературой, то цветное кино — это проза, а монохром — чистой воды поэзия. Впрочем, это уже на уровне моих личных ощущений… Я всё это к чему? Если вас вдруг утомила насильственная «цветотерапия» окружающего цифрового мира, в качестве антидота предлагаю вам обратить внимание на пятерку отличных чёрно-белых «ламповых» лент, которые, к тому же, поведают вам о некоторых интересных социальных и культурных аспектах нашей непростой общей истории. А это всегда полезно.
Совесть (2021)
Режиссёр Алексей Козлов снял сильное кино о реальных событиях, которые произошли в Санкт-Петербурге 100 лет назад. Интеллигентный преподаватель права Борис Летуш волею судеб становится следователем и, естественно, лоб в лоб сталкивается с системой, которая полностью игнорирует это самое право, так чтимое Борисом. И вот здесь начинается диалог главного героя с собственной совестью. И диалог этот сильно обостряется после того, как у Летуша убивают брата. Если крупными мазками, герой всего лишь желает прожить свою жизнь достойно, честным и порядочным человеком, но окружающая действительность всячески этому препятствует…
Честно говоря, за всё время просмотра у меня несколько раз возникало подозрение, что сценарий Алексею Козлову писал Фёдор Михайлович Достоевский — настолько картина полифонична. В фильме прекрасно показан Петроград 20-х годов: улицы, дворы-колодцы, коммуналки, интерьеры квартир и кабинетов. Отдельно я бы отметил типажи главных героев — они прописаны с такой тщательностью, что ни на миг не возникает ощущения, что фильм этот снят в наши дни.
Кстати, в фильме обыгрывается одна из версий побега из «Крестов» Леньки Пантелеева, одного из самых известных гангстеров Петербурга — за всю историю тюрьмы он единственный, кому удалось оттуда бежать.
Конец прекрасной эпохи (2015)
Художественных фильмов о Сергее Донатовиче Довлатове всего два, если я не ошибаюсь: «Конец прекрасной эпохи» (режиссёр Станислав Говорухин, 2015) и «Довлатов» (режиссёр Алексей Герман-мл., 2018). Герман-мл. снял кино о нескольких днях жизни Довлатова в Ленинграде начала 1970-х, но, честно говоря, лично мне этот фильм совершенно не зашёл — слишком много тумана для такой четкой фигуры, как Сергей Донатович, при малом объёме текста для фильма о большом писателе. Говорухин же снял ленту по сборнику рассказов «Компромисс», который, как известно, в большей степени автобиографичен. У режиссёра фигура Довлатова вышла ясно видимой и недвусмысленной: вот тут его фирменный стоицизм, а здесь — ироничная наблюдательная позиция прямо по Гребенщикову*: «Лёжа в холодном песке, ждёт наблюдатель / Он знает, что прав, он неподвижен и прям». К тому почти вся картина состоит из довлатовских диалогов, что немаловажно. В общем, именно этот фильм у меня с Довлатовым в кинематографе ассоциируется. Вот написал о нём и захотелось немедленно пересмотреть.
Роль (2013)
Максима Суханова считаю одним из лучших русских актёров и стараюсь смотреть все фильмы с его участием. А некоторые даже время от времени пересматривать. Фильм «Роль» считаю одним из лучших в его большой фильмографии. Действие картины, как и в вышеупомянутой «Совести», происходит в советской России в 20-х годах. Разруха, голод, нищета и полная неустроенность… Меня там не было, конечно, но по ощущениям и свидетельствам очевидцев из различных документально-литературных источников, снято это всё очень натуралистично. И опять же, типажи… И всё это при очень мощном сюжете: герой Суханова, профессиональный актёр, нырнувший с головой в популярный тогда символизм, берёт на себя смелость сыграть роль красного командира, но не на сцене, а в жизни.
Если вы интересуетесь историческими событиями, которые произошли сто лет назад в России, а также вам небезынтересна история театрального искусства, сильно рекомендую этот фильм посмотреть.
Француз (2019)
Андрей Смирнов снимает редко, но метко. И «Француз» не исключение. Режиссёр снял картину о временах своей юности, об «оттепели», о тех проблесках надежды, которые вдруг замелькали в самиздате, на подпольных джазовых вечеринках и на полулегальных выставках. Но посмотрел он на этот исторический отрезок времени глазами главного героя, молодого коммуниста-француза по имени Пьер, имеющего русские корни и приехавшего в Москву по обмену, но с ещё с одной целью — найти своего отца. Естественно, в фильме присутствует и романтическая линия, но она скорее пунктирная, хотя в финале Смирнов пытается это исправить. Признаться, мне показалось, что фильм мог бы быть более живым и динамичным, но, с другой стороны, его снял свидетель той эпохи. В любом случае, посмотреть его стоит.
Одиссея 1989 (2003)
Тут я клюнул на первое же предложение в описании фильма: «Денис едет учиться в ПТУ, но связывается с гопниками и веществами». Ну чем не Ирвин Уэлш? Да еще и главный герой — тёзка…
Илья Хотиненко сделал фильм о подростках из небольшого провинциального промышленного города, мрачного и ощетинившегося (хэштег #эстетикаебеней). О том, как на фоне умирающей страны рушатся надежды и мечты некоторых из них, попавших в капкан угрюмых будней. С одной стороны, тема избитая, но, во-первых, фильм снят 20 лет назад, т. е. ещё в те времена, когда тему эту не так активно эксплуатировали, а во-вторых, я, например, почувствовал особый отклик — достаточно долго я жил в таком городе и моя противоречивая юность выпала как раз на это же турбулентное время.
«Одиссея» — третий по счету полный метр Ильи и это сильно заметно потому, что фильм больше напоминает дипломную работу выпускника. Но в этом даже что-то есть и, возможно, так и было задумано.
* – Признан иностранным агентом.