Новый фильм, снятый по великому роману Булгакова «Мастер и Маргарита», наделал много шума. Одни считают его весьма вольной интерпретацией книги, другие — самым неоднозначным и лучшим фильмом 2024-го года.
Это не постраничная экранизация — фильм значительно расширяет художественный смысл книги. Известный писатель оказывается в центре литературного скандала, знакомится с загадочным иностранцем, влюбляется в Маргариту, и она вдохновляет его на новый роман, где переплетаются реальность и вымысел.
Фильм уже сейчас можно назвать эпичным: актёры подобраны идеально и как будто бы рождены для своих ролей, над созданием декораций трудились лучшие художники, а эксклюзивным ювелирным партнером выступил дом Cartier. Несмотря на то, что фильм получил самые разные оценки, наша редакция сошлась во мнении, что посмотреть фильм должен каждый.
Катя Белая, SMM-редактор
Фильм неоднозначный и бесконечно красивый! Картину обвиняют в «политизированности». Сгорающая и при этом непохожая на себя Москва и правда производит яркое впечатление! Фильм можно разобрать по кадрам, каждый из которых точно о художественной эстетике. Классные архитектурные съёмки гармонично смешаны с компьютерной графикой. Кроме кота Бегемота. Думаю, что его потенциал как героя не раскрыт. Интересно, что актёрский тандем Мастера и Маргариты (Евгений Цыганов и Юлия Снигирь) являются супругами в жизни. Им получилось раскрыть романтическую связь героев, приправив историю страстью, философским смыслом и легкой дьявольщинкой болезненной любви.
Галина Тушинская, редактор раздела «Путешествия»
Обязательно идите в кино и смотрите «Мастера и Маргариту» на большом экране. Это важное условие восприятие новой экранизации. Масштаб архитектуры, костюмы и детали образов, качество съёмки, визуальные эффекты, параллели с сегодняшним днём — всё это интересно и вполне успешно сделано.
Идя в кинотеатр помните: фильм снят по мотивам романа, поэтому не стоит ждать полного цитирования произведения. Мне даже показалось, что режиссёр предполагает, что зритель «в материале», поэтому намеренно что-то упускает.
Мои образы-фавориты: немецкоговорящий Воланд и совершенно потрясающая артдекошная Гелла. Как на все 100 гармонична эта роль для Полины Ауг!
А вот Маргарита в этой экранизации очень красивая, но ведьмы из неё, увы, не вышло.
PS: перечитаю книгу и ещё раз пересмотрю кино, есть ощущение, что за первым впечатлением и масштабом сложно уловить некоторые важные детали. И пересмотрю фильм «Метрополис» 1927 года, явно они созвучны.
Наташа Цалькович, редактор раздела «Выход в город»
Скажу сразу, мне очень понравилось. Обязательно пойду снова в кинотеатр, чтобы вновь погрузиться в мистический мир и красоту деталей. Перед вами не иллюстрация романа Булгакова: не ищите в фильме полное попадание в текст и содержание. Роман настолько объёмный по событиям и смыслу, что я до сих пор не представляю, как сценаристы берутся за него в кино или в театре. И тем не менее, просмотр фильма побуждает перечитать книгу, а это уже результат.
Вернёмся к фильму. Он, конечно, о Мастере, Маргарите, Воланде и о Москве! Христианская линия ушла на второй план, а вот мистическая сторона раскрыта максимально. Мне понравился кастинг актёров. Спасибо режиссёру за выбор Юлии Снегирь на роль Маргариты. Абсолютно безупречная красавица без компромиссов, характерных сегодняшнему кино. Воланд просто великолепен — настоящий пример отрицательной харизмы. И Мастер, которого легко спутать с самим Михаилом Булгаковым.
Ну, и отдельная роль у нашего города. Так как я занимаюсь изучением Москвы, мне особенно интересно было разглядывать эту сюжетную линию — большая стройка, город будущего, третий Рим и прямая отсылка к тому, что происходит в Москве сейчас. Браво огромной команде, которая смогла создать эффект погружения. Однозначно, фильм не для одного просмотра!
Ольга Борисова, врач и поэт из Москвы, автор Porusski
Такого рода экранизации я называю «вариация на тему». Булгаков писал роман 12 лет и, конечно, 3 часа экранного времени показывают лишь некоторые оттенки некоторых слоёв поразительно многослойного произведения. С одной стороны, ажиотаж вокруг фильма хорош тем, что вызывает желание перечитать или прочитать книгу, с другой — фильм, несмотря на свою скорость смены кадров и событий, удивительно тяжеловесен, лишён Булгаковской иронии, лёгкости, изящности. А это, на мой взгляд, один из столпов романа.
Саша Снегова, редактор раздела «Дизайн»
Разумеется, это не прямая экранизация. Это срез нескольких альтернативных эпох: от документальных отсылок до мира победившего коммунизма, которого на самом деле не было. Тем, кто не читал, станет интересно, что же там ещё было. Тем, кто читал, захочется перечитать: киноверсия мрачна и величественна, и после неё тянет к хулиганству и покою, описанным в финале книги. Эта версия «Мастера и Маргариты» — любовно проработанный до мелочей образец искусства. Даже если кто-то найдёт в ней слабые стороны, не признать её эстетическую красоту невозможно.