Для меня казахский кинематограф до недавнего времени ограничивался фильмом «Игла» Рашида Нугманова. Но последние несколько лет всё чаще мелькают сообщения о так называемой «казахской новой волне», а фильмы режиссёров из Казахстана успешно демонстрируются на известных европейских и азиатских кинофестивалях. Всё это натолкнуло меня на мысль посмотреть, что происходит с казахским кинематографом сейчас, и я был, мягко говоря, приятно удивлен: в хорошем смысле советская школа кино (в годы войны студии «Мосфильм» и «Ленфильм» были эвакуированы в Алма-Ату), свежий взгляд (70-80% занятых сегодня на «Казахфильме» — молодёжь) и благосклонный зритель (говорят, что в Казахстане очень любят ходить в кино) принесли свои плоды. Я подобрал 5 фильмов из Казахстана, которые понравятся даже самому искушенному зрителю.
Чёрный, чёрный человек (2019)
Настоящий нуар их казахских степей от режиссёра Адильхана Ержанова, который получил приз за режиссуру на Asia Pacific Screen Awards и был номинирован в Сан-Себастьяне. И не зря: заметно, что режиссёр очень осмысленно и взвешенно подходил к постановке каждой сцены. Картинка точно передает эмоциональное напряжение происходящего, а звучащая при этом музыка в разы усиливает эффект. Сюжет для жанра криминальной драмы простой: после обнаружения в сельской местности тела мальчика «старшие товарищи» следователя Бекзата поручают ему закрыть дело, но о случившемся узнает городская журналистка Ариана. Поначалу кажется, что эта картина о коррупции, беззаконии и равнодушии, но нет — она о внутренних демонах и той трансформации личности, к которой сожительство с этими демонами приводит.
Районы (2016)
Не «Словом пацана» единым, как говорится. За семь лет до выхода нашумевшего сериала Жоры Крыжовникова казахский режиссер Акан Сатаев снял кино ровно о том же, а именно о районных движениях Алма-Аты 1980-х годов. Как сообщают проверенные источники, в 80-х город имел неофициальное деление на районы (самые известные Дерибас, Салем, Крепость, Халифат, Снежинка), которые контролировались подростками. Главный герой фильма — десятиклассник Арсен, спортсмен и юноша с характером. В Алма-Ату он переехал из военного городка после гибели отца-афганца. И понеслась: новая школа, новые товарищи, первая любовь и… группировка «Театралка». В общем, всё как у людей. Картина не такая динамичная, как сериал «Слово пацана», но не менее интересная с точки зрения изучения явления.
Счастье (2022)
«Счастье» — очень жесткий (я бы даже сказал, жестокий), оглушительный и бескомпромиссный фильм о домашнем насилии, которое передаётся из поколения в поколение как генное заболевание. Слабонервным лучше не смотреть. Всем остальным смотреть обязательно, чтобы просто осознать глубину и масштаб проблемы. Фильм снят режиссёром Аскаром Узабаевым по реальным событиям, и в этом, к сожалению, нет ничего удивительного — историй таких несметное множество. И все они примерно одинаковы, поэтому и о сюжетной линии не вижу смысла рассказывать. В конце фильма приводится страшная статистика из Казахстана, цифры которой, я в этом уверен, можно смело проецировать на большинство стран. Фильм получил приз зрительских симпатий на Берлинском кинофестивале. И я полностью разделяю такую оценку.
Вперёд! (2022)
Драмеди Ернара Нургалиева — история двух братьев из казахского аула, которые после смерти отца встали на скользкую дорожку. Но тут вмешался его величество случай в виде тренера по легкой атлетике, и вектор их жизни сменил направление. Что касается атмосферы фильма, то поскольку Казахстан близкая к русскоязычному зрителю страна, он узнает здесь и городские пейзажи позднесоветского периода, и типовые квартиры и т. д. У всех персонажей узнаваемые типажи с характерными линиями поведения, особенно если вы застали конец 80-х — начало 90-х. В общем, перед нами кино об альтернативных социальных лифтах, немного эксцентрично сделанное, но при этом искреннее и интересное.
Три (2020)
Жанр тру-крайм в кинематографе популярен сегодня не только в России. И популярность эту легко объяснить.
Если в двух словах, это возможность без риска прикоснуться к опасной ситуации. Вот я и прикоснулся в очередной раз, посмотрев художественный фильм о маньяке и каннибале Николае Джумагалиеве, который орудовал в советском Казахстане накануне Олимпиады-80. Он до сих пор жив, кстати, и содержится в психиатрической клинике для особо опасных преступников в поселке Актас Талгарского района Казахстана. Сопоставив известные факты об этой истории с сюжетной линией фильма, можно сказать, что режиссёр Руслан Пак, сценарист Анна Овчарова и актёр Аскар Ильясов («Нулевой пациент»), сыгравший главную роль, постарались максимально правдиво рассказать о том, что произошло сорок с лишним лет назад. В фильме не так много динамики, но от этого он только выигрывает. И кто сказал, что поимка преступника — это всегда погони, стрельба и прочие атрибуты классического боевика?