Кристофер Нолан — это режиссёр, чьи фильмы не только становились успешными финансовыми вложениями продюсеров, но и стали классикой кинематографа. Выросший на фильмах Нового Голливуда, режиссёр чутко уловил границу между жанровым и авторским кино и понял, насколько важно для зрителя увидеть не столько новые технологии кинопроизводства, сколько мысли и рассуждения самого их создателя.
«Доктор Оппенгеймер, я полагаю, что у вас есть заявление для занесения в протокол…»
Сейчас, уже можно с уверенностью сказать, что «Оппенгеймер» стал одним из самых главных фильмов прошедшего года и одним из самых важных высказываний режиссёра в его карьере. Как во времена тик-тока Кристофер Нолан снимает байопик длиной в 3 часа, который ни на секунду не позволяет отвлечься? И самое главное — как режиссёр напомнил нам о том, чего мы не знали?
Основные приёмы в фильме
Инверсия, замедление, смена последовательности моментов — основные приёмы, которыми пользуется Нолан. Такая сложная структура фильма изначально не только не понятна, но и может оттолкнуть от себя зрителя. Но режиссёр умело использует подобный подход, чтобы сфокусировать внимание на важных моментах, и как только зритель захочет потянуться рукой к телефону и посмотреть на время, как кадр меняется, и мы видим другую часть общей истории, которая может стать ключом к полному пониманию фильма.
«Я стал смертью…»
Главные слова, которые произносит Роберт Оппенгеймер во время тестового взрыва атомной бомбы, не зря звучат в момент зловещей тишины. Как бы намекая на то, что после нажатия красной кнопки пропадёт всё, даже звуки. В ту секунду, когда ученый видит вспышку, он понимает, какое страшное оружие он создал. Страх стать последним превращается в страх быть первым.
Так как сюжет «Опенгеймера» разворачивается на протяжении длительного времени, можно сказать, на протяжении «разных эпох», то он помогает увидеть развитие не только главного героя, но и общества в целом. Каждая из этих «эпох» даёт нам представление о восприятии ядерного оружия человеком. «Последнюю» из них можно назвать «успокоением». Роберт Оппенгеймер получил награду — вот он, финал его карьеры, но за этой наградой стоит огромное количество смертей прошлого и смертей будущего. Он не отдаст приказ, не выберет цель, но его знания дали другим возможность и выбирать цель, и отдавать приказ.
Чего мы не знали
Прошло много лет после Хиросимы и Нагасаки, подобного больше не повторится. Ядерные взрывы только во воспоминаниях. Сегодня ядерное оружие используется как средство запугивания, но не каждый знает весь ужас, который следует за первой вспышкой, которую увидел Оппенгеймер. А ведь только он видел за вспышкой смерти, а вокруг слышал лишь тишину.
Данный фильм очень четко даёт понять, что хоть ядерная гонка закончилась более 30-ти лет назад, но страх, который на себе не ощущает нынешнее поколение, страх, который остался только у дедушек и бабушек, не должен забываться и превращаться в байки пожилых. И то, что помнят они, должны знать и мы. Забыли ли мы? Нет, мы не знали. Но Кристофер Нолан нам напомнил.
Автор: Алексей Филиппов
Заметки инженера о кино, определившем поколение: от «блокбастера» до «грайндхауса».