Молодой московский театр в районе Патриарших прудов в прошлом году справил важную и классную дату — восемнадцатилетие, преодолев символический рубеж от детства к юности.
«Практика» — уникальный театр на карте столицы. Здесь нет своей постоянной труппы, но есть резиденты, имена которых у многих на слуху. Это «Мастерская Брусникина», «Театр вкуса» Юрия Макеева, авторский театр «Эскизы в пространстве», команда экспериментального танца Jack’s Garret. Несмотря на отсутствие собственной актерской команды, у театра как у площадки есть свой собственный стиль — яркий и узнаваемый, и если один спектакль понравился, туда практически спокойно можно идти на любую другую постановку.
Театр будет интересен всем, кто открыт к новым формам и расширению восприятия через искусство. В пространстве «Практики» сливаются воедино танец и мультимедиа, современная драма и фольклорная музыка, — один спектакль может сочетать в себе множество разных направлений.
Еще в 2005 году, только открывшись, «Практика» стала точкой притяжения для всех поклонников современного театра. И особенно радует, что спустя время, театр остался пространством свободы и глотком свежего воздуха, что особенно необходимо сейчас.
В нашей подборке мы расскажем о трех классных спектаклях, которые идут прямо сейчас и которые можно посетить в ближайшее время.
«Дыры»
Философская комедия Мастерской Брусникина
Режиссер Алексей Мартынов, драматург Лидия Голованова
фото: Анна Тодич
“Потому что сегодня было две пятьсот,вчера было две пятьсот,
постоянно две пятьсот. Изо дня в день. Значит завтра тоже будет две пятьсот”
Главные героини — две продавщицы на рынке. Пребывая, как гласит аннотация “одновременно в моменте и в потоке” (тут все любители эзотерики встрепенулись и побежали смотреть спектакль), они считают выручку за овощи. И цифра всегда одна — две пятьсот. Можно на все лады складывать и кабачки, и помидоры, и патиссоны, но результат всегда, каждый день один и тот же, две пятьсот. Однообразие ежедневных ритуалов превращает вполне осязаемую денежную сумму в некий символ рутины, а ощущение от этого повторяющего действа — как от замкнутого круга. Зачем ежедневно считать прибыль, если результат всегда один и тот же и мы знаем его заранее? Как будто это не обыденный вопрос, а дилемма об экзистенциальных сторонах бытия.
Спектакль, как луковица, если применять те же овощные метафоры, с каждым новым слоем меняется и трансформируется. Пересчитав по десятому кругу выручку, героини болтают между собой, вспоминая истории из жизни своих знакомых, которые, как окно в мир, чуть приоткрывают им что-то новое. Здесь история о мертвой собаке и об учительнице английского — разговоры, которые, на первый взгляд, не имеют смысла, но в какой-то момент четвертая стена падает, и понимаешь, что это истории о каждом. От историй о своих знакомых героини переходят к вопросам космоса и мироздания.
Обсуждая проблемы Вселенной, героини уже не кажутся теми, какими были в начале спектакля, они на глазах зрителя преображаются и предстают перед публикой в новых ипостасях. Меняется и речь, и характер персонажей, как будто для того, чтобы расшириться и вырваться из замкнутого круга — необходимо прикоснуться к чему-то большему, в данном случае, к космосу, как к символу бесконечности.
«Расскажи мне про Гренландию»
Режиссер Юрий Квятковский, драматурги Ляля Петухова и Сергей Азеев по мотивам статьи Светланы Комаровой «Ключ в кармашке платья»
Фото: Дарья Нестеровская
Начало 90-х. В провинциальный город приезжает молодая учительница Катерина, которая стремится изменить к лучшему жизнь местных подростков. Ее предмет — география, но нужен ли он здесь? Для здешних жителей что Москва, что Гренландия — все одинаково далеко и нереально. А реальность — колония, спирт и насилие, это здесь в порядке вещей. Приехав из столицы в край со своей системой ценностей, героиня, толком не разобравшись, пытается глаголить истину, только у ее правды никаких слушателей почти нет.
Несмотря на тяжелый антураж — сам спектакль не кажется таковым, напротив, до определенного момента, до кульминации он предстает даже веселым: здесь классное музыкальное сопровождение, задающее ритм всему действу; великолепная сценография от студентов школы-студии МХАТ. Вообще студенческое, юношеское особенно тонко чувствуется в этом спектакле, где школьников играют ребята буквально на пару лет старше, и это важно, в этом чувствуется особая искренность.
Создатели спектакля задают сложные вопросы, но не дают на них ответов. Нужно ли кого-то спасать, жертвуя собой? И вообще так ли хорошо “причинять добро”? На эти вопросы каждый зритель ответит себе сам.
«Мама, я в Москве»
Режиссер Алексей Золотовицкий по рассказам Дины Губайдуллиной
фото: Анна Тодич
Основа постановки — автобиографические рассказы актрисы Дины Губайдуллиной, она и играет главную и единственную роль в этом моноспектакле. Спектакль получился остроумный, свежий, актуальный, в некоторых моментах настолько меткий, что почти на грани.
В заставке музыка из “Sex and the city” — что уже настраивает на определенное настроение тех, кто в теме. На сцене одна героиня, она же актриса, она же — автор всех текстов, которые перемешаны между собой, но создают цельную историю: историю жизни реальной девушки в столице, девушки, которая сталкивается со своими страхами, идет в них, проговаривает на сцене и проживает. Она не боится быть смешной или непонятной, она транслирует себя честно, откровенно, открыто. Истории героини настолько актуальны, что кажется, будто каждая или каждый с ними сталкивался.
Самое чудесное в этом спектакле то, что узнаешь в них себя. В каждой второй ситуации — словно отражение тебя или твоих друзей. Да, возможно, это не глобальные проблемы человечества, а локальные истории миллениалов, но от этого они становятся намного ценнее, потому что ближе к зрителю, к тому, что чувствуешь ты и твой ближайший круг.